Пасхальные послания
епископов РПЦЗ


Пасхальное послание епископа Виктора

Христос Воскресе, возлюбленные о Господе пастыри
и чада Церкви Христовой!

"Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь", — призывает нас из года в год Церковь Христова. И как нам не откликнуться своим радующимся сердцем сему вожделенному призыву? Кажется, даже вся природа, всё творение ликуют и торжествуют в сей день. Небеса торжествуют, ибо Воскресение Христово принесло окончательную победу добра над злом. Уже по выходе на проповедь ещё до крестного подвига Спаситель говорит: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лук. 10,18).

Борения, крестные страдания должны были окончиться триумфом Воскресения, а что может сравниться с этой победой? Все жили ожиданием такой победы: и Ангелы, и люди, живущие и умершие. С победой сей окончательно сатана пал с небес, ад отдал своих грешников, чающих Воскресения, людям на земле открылись широчайшие врата ко спасению. Ликуйте, устремляйтесь всем существом к Богу Всевышнему и не опускайте рук в борении с восставшим адом против этого спасения.

И кто же на земле воистину ликовал с победой Воскресения Христова как не Церковь Его! И более всех радовалась Русь Святая, превратившаяся вся в Церковь. Нет народа на земле, какой бы так праздновал Пасху, потому что для радости этой надо быть живыми духом. Вот поэтому сатанинские силы обрушились всей своей мощью на Русь. По особому смотрению Божию было попущено смять Отчизну нашу, затопить мученической кровью, развратить и обездушить народ наш. Но по слову Спасителя Церковь Его не смогут одолеть врата адовы, и Она как возрождающийся феникс опять восстанет из пепла.

Церковь и Отчизна наша начали воскресать, но это воскресенье не такое мгновенное, как Христово: оно подобно рождению в муках. Враг рода человеческого, не сумев одолеть Церковь гонениями и уводом в стан Иуды Искариота части Её, теперь постоянным проискливым воздействием соблазняет и уводит одну часть Её за другой в расколы: суздальский, лавровский, лазаревский. Но Христос Воскрес, и поэтому мы верим: Воскресит Он и Отчизну нашу остающейся живой Церковью Его.

Воскресенье это происходит медленно и незаметно для стороннего взгляда, но неуклонно, неотвратимо. Всё большее число священников из ушедших в бездорожье приходит к нам с покаянием. Всё больше объявляется желающих быть в истинной Церкви и рукоположиться в священники. Люди наши всё более располагаются в чаяниях быть под управлением православного Монарха и жить свободно в Отечестве без гнета разлагающих и порабощающих наносных сил.

Первую Пасху мы справляем по восстании Церкви от полной разрухи, принесенной расколами, и недалек тот день, когда воскликнем: Христос Воскрес и воскресла наша Отчизна! Для Церкви же нашей звучат ободряющие слова: "Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи (православные), но не суть таковы, а лгут, — вот Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя" (Откр. 3,9). Далее Господь обещает за верность Ему, за неуклонение в расколы сохранить "от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле" (Откр. 3,10), то есть от козней антихриста.

Да сподобимся милостью Божией и последнего окончательного всеобщего Воскресения из мертвых и увидим новое небо и новую землю.

Аминь.

Россия, город Славянск-на-Кубани
2004 год по Рождеству Христову


Пасхальное послание епископа Антония

Возлюбленные во Христе отцы, братие и сестры нашей православной Церкви, поздравляю вас сердечно с самым большим из всех праздников — Пасхой Господней! В этом високосном году, как всегда, мы, православные христиане празднуем Воскресение Господне одновременно с весенним возрождением природы. Радость весны готовит нас принять самую большую душевную радость — Воскресение Христово, поправшее смерть и ад. Отныне смерть не страшна и не ужасающая, потому что она побеждена.

Пасха означает переход. Мы, христиане празднуем Пасху в память Воскресения Христова, а евреи — в память их выхода из Египта под руководством Моисея. Пасха праздновалась еврейским народом в честь освобождения из египетского рабства. А для нас, христиан Пасха есть большая радость — избавление от смерти и переход от земной жизни к неземной. Господь наш Иисус Христос, будучи распят на кресте, отдал свою душу для искупления многих, принеся Себя в жертву для примирения с Богом Отцом и избавления от рабства врага человека — дьявола.

Воскресение Христово, с Его безграничной любовью к людям, да укрепит нас в любви к нашим собратьям, соединяя благие поступки со смирением, воспевая: "Христос воскресе из мёртвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!"

И да принесёт в этом году праздник Воскресения Христова много света в наши души и духовного обогащения.

+ Епископ Антоний Бэлцкий и Молдовский
Пасха Господня 2004


Пасхальное послание епископа Владимира

«Воскресения день, и просветимся торжеством»
(из стихиры Пасхи)

Христос воскресе!

Возлюбленные о Христе, братие и сестры!

Это, воистину, торжество из торжеств и радостное приветствие свидетельствует о том, что Истина Светлого Христова Воскресения по-прежнему сияет Божественным Светом перед всем человечеством. В этот благодатный день с Божией помощью умножается наша вера, укрепляется упование, а в сердцах разгорается христианская любовь. В этот день даже озлобленные становятся добрыми, ненавидящие приветливыми, а скорбящие и унывающие утешенными.

«Заметьте, возлюбленные братие, ― говорит Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий), ― что такая благодатная радость в день Святой Пасхи, такой духовный дар от Бога подается только православным христианам». Только подлинные православные христиане (ибо в нынешнее время есть множество лже-православных) исполняются такой благодатной пасхальной радостью, истинной любовью и нелицемерным всепрощением. Подлинные христиане считают для себя самым важным на свете сохранить в непорочности свою веру, стараются возгревать в себе доброе отношение к людям, и уж ни в коем случае не подвергают их притеснениям или гонениям.

По учению Св. Церкви для верующего человека нет ничего необходимее, нежели исповедание неповрежденной Богооткровенной Истины. Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствует, что поклоняющиеся Богу «должны покланяться в Духе и истине», ибо только «таких поклонников» Господь Бог ищет и приемлет (Иоан. 4, 23-24). Истина ― совсем не такая малозначащая вещь, с которой можно было бы обращаться как угодно, переиначивая ее в пользу своих убеждений. Только в Истине может быть настоящая благодатная жизнь, вне Ее ― духовная смерть. «Аз есмь Путь, и Истина, и Жизнь» ― говорит Господь (Иоан. 14, 6).

И вот в нынешний день Святой Пасхи, мы, православные христиане, торжественно празднуем воскресение нашего Спасителя, прославляя победу Христа над смертью и ложью.

Из новейшей истории мы знаем, что после захвата богоборцами нашего Отечества, для увлечения в свои сети безбожия как можно больше людей, во многих местах проводились так называемые «антирелигиозные диспуты», через которые воинствующие атеисты надеялись с помощью «научных фактов» доказать отсутствие бытия Божия и посеять в сердцах слушателей погибельный соблазн. Многие ревностные христиане и священники принимали участие в этих «диспутах» (на которых присутствовали иногда сотни людей), и часто, с Божией помощью, одерживали неоспоримую победу над явным, конечно же, по слову св. Царя, псалмопевца и пророка Давида, безумием. Во время одного из таких «диспутов», когда с обеих сторон было уже исчерпано множество аргументов, и спор, казалось, уже достиг своей вершины, один священник, участвующий в «диспуте», спросил атеиста-безбожника: «Хотите, я сейчас докажу Вам действенным, живительным и жизненосным примером существование Бога?». «Конечно, пожалуйста, ― лукаво ответил безбожник, ― но каким образом именно действенно и живительно Вы сможете это обещание выполнить?». Тогда священник повернулся лицом к присутствующему народу и громко воскликнул: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!». На что сотни голосов громоподобно ответили: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!». Безбожная ложь была побеждена Непреложной Истиной.

В Истине всегда присутствует Дух Истины, иже от Отца исходит. А во всякой лжи или обмане присутствует отец лжи, т.е. диавол. Потому человек, исповедующий истину, принимает в свое сердце Духа Истины, а исповедующий ложь или прибегающий к клевете, непременно усваивает духа лжи, духа отверженного.

Вне Единой Православной Церкви нет и не может оказаться средств и Благодатных сил для противостояния духу лжи ― духу Отступления. Этот закон неизбежного обольщения и вечной погибели наследуют все, кто не принял «любви истины для своего спасения» ― отмечает Св. Апостол Павел. «И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, неверовавшие истине, но возлюбившие неправду... Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Солун. 10-15). Тот же самый закон выражен в Символе Св. Афанасия Александрийского: «Иже хощет спастися, прежде всех подобает ему держати кафолическую веру, ея же аще кто целы и непорочны не соблюдет, кроме всякаго недоумения, во веки погибнет» (Псалтирь с возследованием).

Господь наш Иисус Христос будет помогать своим последователям лишь только в том случае, если они привнесут противоположные начала тем, которым следуют Его враги: вместо алчности и желания чужого имущества ― милосердие и уступчивость; вместо злобы ― любовь и прощение; вместо своеволия ― послушание; вместо компромиссов ― сохранение своей веры; вместо сам себе барин, судья и «церковь» ― Церковь Христову; вместо расколов ― хранение священных преданий и Свв. Канонов; вместо призыва к «диалогам» с еретиками и раскольниками ― осознание, что Церковь Христова никогда не вела никаких диалогов с отступниками, а лишь любвеобильно принимала их в свое Лоно различными чинами; вместо самозванных разбойничьих «Синодов» ― настоящего Пастыря и Исповедника Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия и возглавляемый под его Председательством Архиерейский Синод РПЦЗ.

Обращая свой взор к нынешней жалкой разномыслящей современности, мы должны наметить себе путь, если не внешней деятельности, которая не для всех бывает доступна, то непременно для внутреннего просвещения и обновления. Светлое Христово Воскресение, исполняя сердца наши радостью и любовью к ближним, само ставит нас на этот путь обновления нашей души и воскресения от грехов и страстей.

Пусть в этот год Христово Пресветлое Воскресение воскресит нас к новой Богоугодной, «обновленной жизни» (Рим. 6, 4) во Христе Иисусе, Спасителе нашем.

Иисусе Воскресший, воскреси души наша и спаси нас!

+Епископ Владимир
Пасха Христова, 2004 г.

закрыть окно