Антихристианская сущность
Декларации Митрополита Сергия 1927 г.
и ересь сергианства
(из докладов,
прочитанных на Архиерейском Соборе РПЦЗ 2004 г.)

(English version)

Декларация 1927 г. явилась Актом предательства Русской Церкви. Предавалось Слово Божие, касательно понятия о власти. С предательством тесно сплелась ложь о, якобы, Богом данной богоборческой власти.

«Правда мира поколебалась, писал священномученик епископ Дамаскин, - ложь стала законом и основанием человеческой жизни. Слово человеческое утратило всякую связь с истиной, с Предвечным Словом, потеряло всякое право на доверие и уважение. Люди потеряли веру друг в друга и потонули в океан неискренности, лицемерия и фальши. Но среди этой стихии всеобщего растления, ограждаемая скалой мученичества и исповедничества, непоколебимо стояла Церковь, как столп и утверждение Истины. Изолгавшиеся и истомившиеся в своей лжи люди знали, что есть место, куда не могут захлестнуть мутные воды неправды, есть престол, на котором сама Истина утверждает свое царство и где слова звучат не как фальшивая неимеющая ценности медянка, но как чистое золото.

Не оттого ли потянулось к Церкви в последние годы столько охваченных трепетом веры сердец, которые до того были отделены от неё долгими годами равнодушия и недоверия? Что же скажут они, что они почувствуют, когда и оттуда с высоты последнего прибежища отвергнутой миром Правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы? Не покажется ли им, что ложь торжествует свою конечную победу над миром и что там, где мерцал для них светом невечерним Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратительной гримасе личина Отца Лжи? Одно из двух: или Церковь действительно – непорочная и чистая Невеста Христова – есть Царство Истины и тогда истина – это воздух, без которого мы не можем дышать или же она, как и весь лежащий во зле мир, живет во лжи и ложью и тогда все ложь, ложь каждое наше слово, каждая молитва, каждое таинство».

Это послание получило от исповедников российских высшую оценку. В 1946 году, Митрополит Анастасий комментировал его так:

«Сколько потрясающей духовной силы, сколько исповеднического дерзновения и истинной мудрости скрыто в этих огненных словах, в которых мы слышим как бы глагол апостолов, голос древних отцов и учителей Церкви и наших великих Отечественных исповедников Православия – Святителей Филиппа и Гермогена. Как жалки сравнительно с ним лукавые мудрования и словоизвития Митрополита Сергия, которыми он пытается оправдать свой путь неправды, на какой он хотел увлечь всю Русскую Церковь. Продолжая развивать выдвинутые им аргументы, основанные на давнем нехристианском принципе: «цель оправдывает средства», его нынешние последователи дошли до того, что стали кощунственно проповедовать «святую ложь» и придумали особый «подвиг лжи» ради спасения Церкви. Можно ли дальше уклоняться «в словеса лукавствия непщевати вины о гресех (чтобы придумывать извинения во грехах)»? Неужели эти люди забыли о том, кто называется в Евангелии «Отцом» и родоначальником лжи и всякий «подвиг лжи» (если только существует такой подвиг, ибо ложь почти всегда есть плод малодушия и трусости, которая бежит от подвига), – может твориться только во имя его, а никак не во имя или ради блага Церкви, которая решительно осуждает и отрицает ложь».

Но не одной ложью ограничивается Декларация. Сама ложь в ней бледнеет перед призывом к православным относиться к советской власти как самые ревностные приверженцы православия, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом.

Это означает, что христианин призывается служить Антихристу, именно так как он служил Христу – всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всеми чувствами.

Таким образом, Декларация содержит в себе не только предательство и ложь, но и явную подмену христианства антихристианством и Церковь антицерковью.

Люди, принимающие столь радикальную подмену Христа на Велиара лишают себя, может быть навсегда, нравственной силы в борьбе с самим собой и с врагом рода человеческого. Они становятся «вечными рабами», по словам одного безбожника-уполномоченного, и уже не могут устоять перед компромиссом с совестью; не надеясь о своем спасении в лоне Церкви, они склоняются к земной компенсации – властолюбию, сребролюбию и телесной вольности.

Даже в том случае, если склонившийся на сговор с сатанинской властью, подумает обмануть эту власть, она уже на нем отложила свою печать «вечного раба». Предположить, что такой человек вступает в соглашение с сатанинской властью ради спасения Церкви, невозможно, ибо это не согласуется с нравственной сущностью Церкви, как чистой Невесты Христовой, и всегдашнему свидетельству в Ней чрез исповедничество и мученичество.

«Мы же утверждаем, что ложь рождает только ложь, и что не может она быть фундаментом Церкви. У нас перед глазами позорный путь «Церкви лукавнующей» – обновленчества; и этот же позор постепенного погружения в засасывающее болото все более и более страшных компромиссов и отступничества, этот ужас полного нравственного растления, неизбежно ждет церковное общество...» (Из письма священномученика епископа Дамаскина).

Но самое удивительное то, что сама власть, в какой-то момент, обеспокоилась о «нравственном» состоянии порожденного ею духовенства. К.С. Харчев, председатель Совета по делам религий, на встрече с преподавателями Высшей партийной школы (Москва, конец марта 1988 г.), предложил изменить церковную политику:

«Сейчас священник часто ничем не связан со своим приходом, он и родом из других мест, часто даже другой национальности. Приезжает такой один раз в неделю на приход на машине, отслужит литургию и был таков, и знать больше ничего не хочет. Многим это даже нравится, ведь они ни за что не отвечают: ни за паству, ни за деньги, ни за ремонт храма. Уполномоченный при выдаче лицензии его предупреждает: получай свои 350 рублей и чтоб ни во что свой нос не совал. Что там творится на приходе, ни священник, ни уполномоченный, ни партия не знают».

Раньше была практика: при крещении требовать паспорт. Это давало возможность партийным работникам находить крещенных по паспортным данным и административными методами воздействовать на верующих... Сейчас практику представления паспортов в церкви по нашей инициативе отменили. И выяснилось, что больше всего этой отмене противились сами священники. Объяснение простое: за официальное крещение им полагалось 6,5 рублей, а за подпольное – до 100 рублей.

Мы, партия, попали в ловушку своей антицерковной политикой запрещений и ущемлений, – докладывает Харчев, – отсекли попа от верующих, но верующие не стали от этого больше доверять местным органам, а партия и государство все больше теряют над верующими контроль. И вдобавок, как следствие, мы имеем появление бездуховных верующих, т.е. тех, которые исполняют обрядовую сторону и безразличны ко всему. А главное – безразличны к коммунизму... искренне верующего для партии легче сделать верующим также и в коммунизм. И тут перед нами встает задача: воспитание нового типа священника».

Множество Новомучеников и Новых Исповедников Российских выразили твердое убеждение, что сергианская церковь есть подмена подлинной Церкви, что она является антицерковью.

«Поистине, эти злоумышленники против Церкви не от человека, а от того, кто искони был человекоубийца и кто жаждет вечной гибели нашей, слугами коего и сделались новые предатели, подменив саму сущность Православной Христовой Церкви: они сделали ее не небесной, а земной и превратили из благодатного союза в политическую организацию» (Св. Новомуч. Еп. Виктор (Островидов) Глазовский и Воткинский).

«Недели 2-3 тому назад я читал письмо, в котором приводились подлинные слова одной небезызвестной «блаженной», сказанные ею на запрос о митрополите Сергие, причем вопрошавший, по-видимому, указывал, что митрополит Сергий не погрешил против православных догматов, что он не еретик. «Что ж, что не еретик! – возразила блаженная. – Он хуже еретика: он поклонился антихристу, и, если не покается, участь его в геенне вместе с сатанистами» (Из письма Архиеп. Илариона (Троицкого)).

«На протяжении всей христианской эры ни один ересиарх не внес столь разрушительных мнений, низлагающих великий христианский подвиг мученичества и исповедничества. Ни один еще не внушал и не учил радоваться ниспровержению всего, что было достигнуто Апостольской проповедью, страданиями святых мучеников и исповедников... Как жаль, что большинство иерархов, замалчивая самую сущность создавшегося вопроса, ходят окрест его, не видя на сей предмет прямого канона, и этим успокаивают свою совесть. Но если нет прямого канона, - есть святое Евангелие – основа всех канонов» (Зосима, схиигумен Свирской Пустыни)

«Я, грешный, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митрополит Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества... Митрополит Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковного Православия. Ведь «осанна» Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах!, касается самой сущности христианской веры и представляет собой явную апостасию – отпадение от веры, богоотступление...

А вот почему я отрекаюсь от сергианской церкви. Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и все в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр. Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация. Налицо не корабль церковный, а сергинская ладья – «душегубка»» (Нов. Священномуч. Еп. Павел (Кратиров)

«Она, «Декларация», –скажем словами св. Илария Пиктавийского, обращенными к арианину Констанцию, – «подкрадывается тихо под нашим именем, умерщвляет ласково, совершает нечестие под видом набожности, уничтожает Христову веру, будучи ложной проповедницей Христа. Она все бедствия гонения располагает так, что и в грехе уничтожает помилование и в исповедании мученичество... научает исповедывать без веры...» (Из «Воззвания всем верным чадам Христовой Церкви», осень 1927 г.).

«Эта церковь совершила нечто еще более страшное, чем нарушение канонов и догматов: она изменила Св. Духу, солгав перед всем миром, что в России, именуемой теперь СССР, владычествует не богомерзкое правительство богоборческого самовластия антихристова духа, ненавидящее Христа и верную ему до конца Истинную Православную Церковь, а «избранник Господень, ведущий наше отечество к благоденствию и славе» (Исповедник проф. И. Андреев).

«Митрополит Сергий отпал от Церкви, то есть своими действиями нарушил церковные каноны; Митрополит Сергий не состоит более в лоне Православной Церкви. Церковь, признавшая правду за коммунизмом, не есть Церковь». «Организация», купленная ценою поклонения антихристу, недостойна Церкви». (Нов. Священномуч. Архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)).

Естественно, что в связи с таким общим мнением встает вопрос о благодати сергианской церкви: пребывает ли благодать Божия в явно антихристианском обществе. Конечно, этот вопрос касался не общей Божьей благодати, утверждающей жизнь на земле, но благодати таинств, преподаваемых Церковью.

Множество Исповедников отнеслось однозначно к этому вопросу.

«Пока есть храм Божий не от «Церки лукавнующих», ходи, когда можно, в церковь, а нет – молись дома..... Скажете: а причащаться где? У кого ? Отвечу: Господь укажет; или ж Ангел причастит, ибо в «Церкви лукавнующих» нет и не может быть Тела и Крови Господних...» (Исповедник Сергий Нилус).

«Одно из двух. Или, действительно, Церковь есть непорочная и чистая Невеста Христова, Царство Истины, и тогда Истина – это воздух, без которого мы не можем дышать, или же она, как и весь лежащий во зле мир, живет во лжи и ложью, и тогда все ложь – каждое слово, каждая молитва, каждое таинство...» (Из «Киевского Воззвания», составленного св. новомучеником Еп. Дамаскиным Глуховским).

«В деле расточения Церкви вместе с предательством митрополит Сергий произнес и тяжкую хулу на Духа Святого, которая по неложному слову Христа никогда не простится ему ни в сей, ни в будущей жизни... Смесив в одно в великом святейшем таинстве Евхаристии, вопреки слову Божию, «верных с неверными» (2 Кор. 6, 14-18), Святую Церковь и борющих на смерть врагов ее, митрополит этим своим богохульством нарушает молитвенный смысл великого таинства и разрушает его благодатное значение для вечного спасения душ православно верующих. Отсюда и богослужение становится не просто безблагодатным по безблагодатности священнодействующего, но оно делается мерзостью в очах Божиих, а потому и совершающий и участвующий в нем подлежит сугубому осуждению» (Св. Новомуч. Еп. Виктор (Островидов) Глазовский и Воткинский).

Свв. Новомученики – Епископы Воронежский Алексий (Буй), Гдовский Димитрий (Любимов), Никольский Иерофей (Афоник) и Воткинский Виктор (Островидов) называли на проповедях возглавляемую митрополитом Сергием церковную организацию «царством антихриста», сергианские храмы – «вертепами сатаны», архипастырей сергианских – «служителями сатаны»; причастие сергиан именовали «пищей бесовской» (Письмо 1-е митроп. Сергия митроп. Кириллу Казанскому от 18 сент. 1929 г.).

Св. Новомученик Епископ Иларион (Бельский) отрицал совершаемые сергианами таинства и вторично крестил младенцев и венчал уже венчанных в «советской» церкви» (Протопресв. М.Польский «Новые Мученики Российские», т. 2, стр. 124)

Несмотря на то, что выше приведенные мнения суть личные мнения, они тем не менее являются для всех православных христиан авторитетными указателями. Если же считать, что примерно три четверти российского епископата не признало митрополита Сергия, то вышесказанные мнения приобретают соборное значение. К тому же Катакомбная Церковь осудила сергианство как ересь и анафематствовала её. Об этом имеется свидетельство нов. Священномученика Еп. Максима (Жижиленко), приводимое протопресв. Михаилом Польским: «Он (Епископ Максим Серпуховский) еще раз подтвердил, чтобы я никогда не брал благословения у упорных «сергиан». «Советская и катакомбная Церкви — несовместимы», — значительно, твердо и убежденно сказал владыка Максим, и помолчав, тихо добавил: «Тайная, пустынная, катакомбная Церковь анафематствовала сергиан и иже с ними». (Протопресв. Михаил Польский «Новые мученики Российские», часть 2-я, Джорданвилль, 1957 г., стр. 30). Здесь же находим и другое свидетельство: «Высший, духовный и святой суд и осуждение вынесли сергианству нелицеприятные свидетели самого его возникновения – верные «тихоновцы», эти подлинные мученики, запечатлевшие своею смертью это свое свидетельство» («Новые мученики Российские», часть 2-я, предисловие, стр. XII).

Текст анафемы, принятый в иосифлянских общинах (около 1928-29 гг), который и используется и до ныне в катакомбных общинах гласит:

«Пребезумную обновленческую ересь сергианскую содержащим: учащим, яко отвержением истины Христовы земное устроение Церкви Божией соблюдается; и тем, иже утверждают, яко богоборческим властем служение и исполнение безбожных велений их, иже к попранию священных правил, святоотеческих преданий и божественных догматов, и к разорению всего христианства, Церковь Христову спасает; и почитающим антихриста и служителей его, и предтечей его, и всех клевретов его, яко власть законную и от Бога поставленную; и всем тоя антихристианския ереси начальником, исповедников и мучеников новых хулителям (Сергию Нижегородскому, Николаю Киевскому и Алексию Хутынскому), и повторителям их, и обновленцам, и прочим еретикам, — анафема».

Имеется слегка иная версия, принятая Иосифлянской иерархией катакомбной истинно-православной церкви (ИПЦ). Является по духу и смыслу своему вероисповеданием ИПЦ с начала сергианского раскола:

«Безумно утверждающим обновленческую ересь сергианства; учащим, что земное бытие Церкви Божией может быть основанным на отрицании истины Христовой и утверждающим, что служение богоборным властям и верность их безбожным повелениям, попирающе священные каноны, святоотеческое предание и божественные догматы и разрушающе всё христианство, спасает Церковь Христову; и почитающим антихриста и слуг его, и предтеч его, и всех приближённых его, как законную власть от Бога; и богохульствующим против новых исповедников и мучеников — Анафема!». Этот текст анафемы на ересь сергианства был опубликован в журнале «Православная Русь» за № 14 (1563), 1/14 июля, 1996 г.).

  Также имеются и другие версии, принятые в разных катакомбных общинах:

«Сергиевцы, со своим учителем Сергием Страгородским учащие, что богохульная безбожная и беззаконная «власть» есть власть, от Бога данная, по слову Апостола, и этим нечестивым учением раздирающие Тело Христово: Анафема».

Или: «Пребезумне учащим, яко всякая власть на земли от Бога есть, противу святым апостолом и отцем, и сице власть от глубин сатанинских яко законную и от Бога поставленную почитающим – Анафема.

Глаголющим и учащим, яко лестию привнесенную, страха ради убивающих тело, подобает Церковь спасати, и тем земное устроение Церкве соблюсти тщащимся, истины же Христовы отметающимся, и тако ереси сия сергианския держащимся – Анафема.

Лжепатриархом и гонителем истинныя Церкве Христовы: Сергию Страгородскому ересеначальнику, Алексию Симанскому, Пимену Извекову, Алексию Ридигеру, еще же лжемитрополиту Никодиму Ротову ревнителю и поборнику богомерзкия ереси сия сергианския, и всем повторителем и последователем оныя – Анафема».

Об анафематствовании советской лже-церкви сохранилось свидетельство Приснопамятного Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей.

Из письма Приснопам. Митр. Филарета (Вознесенского):

«Что такое «советская церковь»? О. Архим. Константин (Зайцев) много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление «советской церкви», которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря.

Эта лже-церковь дважды анафематствована. Святейший Патриарх Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять ее может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 году, когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение пред-исповедной молитвы: «под свою анафему падоша!» Ибо в 1918 году Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 году сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис.

Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию — от советской церкви сразу отделились верные чада и создалась Катакомбная Церковь. А она, в свою очередь, анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу».

«Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!

Святитель Феофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет видимость благолепия церковного — торжественные службы, церковные чины и так далее — а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской церкви? Патриархи, митрополиты, «весь священнический и монашеский чин» — а в то же время союз с богоборцами, то есть явная измена Христу».

...принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати».

Что такое сергианство? Сергианство это – лжеучение антихристианства, согласно которому всякая государственная власть, и наипаче власть безбожная, антихристианская, есть власть законная и богоустановленная, которой Церковь должна служить не за страх, а за совесть, сохраняя при этом внешний чин и строй православный. Таким образом, это – совмещение несовместимого: служение Богу и Велиару одновременно.

Сергианство – это утверждение и исповедание о том, что, якобы человецы спасают Церковь, а не Церковь человеков, признание сатанинской власти коммунистов как власти богоданной, благословение богоборческой власти и сотрудничество с нею, безстыдная ложь, будто гонений на верующих и на Церковь Христову нет, когда они были, предательство на муки и смерть христиан православных не согласных со всей этой ложью, оклеветывая их и клеймя их как контрреволюционеров и преступников, а так же возглашение многолетия безбожным властям.

Сергианство – это попрание внутренней свободы Церкви в угоду осатаневших Ея врагов, это искажение самой природы Церкви и Догмата о Церкви, это ложное убеждение, что сохранение Церкви Христовой зависит от сохранения внешней структуры, имущества и внешнего церковного административного аппарата. Сергианство, по учению Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, это неообновленчество и, следовательно, новая обновленческая ересь.

Сергианство – это духовное падение как в вероисповедном, каноническом, так и в нравственном отношении. В конечном итоге, сергианство проявляет свою антихристианскую суть в следовании разным ересям (в том числе и ереси экуменизма) и в гонении на несогласных с ним православных христиан. Сергианство – это лучшая форма и лучшее «духовное» устроение для более быстрого и удобного принятия Антихриста и поклонения ему.

Архиепископ Виталий (Максименко):

«Говорят: патриархия ничего не изменила ни в догматах, ни в службах, ни в обрядах.
Нет, ответим, Патриархия нарушила существенный догмат Церкви Христовой, отвергла Её существенное назначение – служить возрождению людей и заменила противоестественным для Церкви служением безбожным целям коммунизма. Это отступление горшее всех прежних арианств, несторианств, иконоборчества и прочих. И это не личный грех того или другого иерарха, а коренной грех московской патриархии, утверждённый, провозглашённый, связанный присягой пред всем светом, так сказать, догматизированный апостасис» (Архиеп. Виталий «Мотивы моей жизни», стр. 25).

закрыть окно