(English version)

Поздравления архиереев РПЦЗ с Рождеством Христовым

Русская Православная Церковь Заграницей
под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия

С Рождеством Христовым!

Поздравляю Вас всех в этом великом разсеянии русского народа; Это разсеяние несет в себе глубокий смысл Промысла Божия. С нами недостойными, грешными, ничего не стоющими было угодно Господу разсеять истинную Веру Христа по всему земному шару. Истине не свойственно прятаться по закоулкам, ибо Ей принадлежит вся земля и все живущие на ней. Все народы уже теперь вольно или невольно говорят и пишут, что мы живем в 2003 году по Рождестве Христовом и не иначе.

Не забывайте, дорогие братия и сестры, что нам дано еще больше, ибо мы имеем возможность на каждой божественной Литургии вкушать истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Этим мы как бы обожествляемся, сродняемся со Христом.

Во время божественной Литургии совершается самое великое чудо из всех чудес; по нашей молитве хлеб превращается в Тело Христово и красное вино в чаше превращается в Кровь Господа нашего Иисуса Христа и все мы приобщаемся этих великих Таинств. Вспомним тогда как нам хорошо! Правду сказать, мы даже словами не можем выразить, что мы чувствуем в этот момент, только Господь знает.

Аминь.

+ Митрополит Виталий


С Рождеством Христовым!

Возлюбленные братия и сестры!

Рождество Господа нашего Иисуса Христа есть радость земная и хвала небесная, исполнение пророчеств и песнь преподобных. Долгожданный Мессия пришёл в кротком виде и родился в бедных яслях Вифлеема для того, чтобы подпавший под проклятие человеческий род был освобождён и освящён. Так пусть же светлый день праздника нынешнего года принесёт в наши души свет спасения и ангельскую радость. Откроем же широко врата сердец наших для того, чтобы в них родившийся Младенец Иисус пребывал путеводителем нашей жизни, чтобы Он, окормляя нас Своим Словом, и сподобил нас унаследовать новый Иерусалим.

Самые теплые благожелания в связи с зимними праздниками и мир Господень да пребудет с Вами.

Аминь.

+ Антоний, епископ Белцький и Молдовский


П О З Д Р А В Л Е Н И Е

Поздравляю Вас, возлюбленные, с Великим Праздником Рождества Христова. Очень бы хотелось возвестить Вам радостную весть, присоединившись к ангельскому хору: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Вот уже дветысячитретий раз рабы Божии повторяют в этот день эту дивную ангельскую песнь. И радость посещает сердца верных Богу каждый раз, хотя подчас происходят кругом войны, стихийные бедствия, гонения на христиан. Вот и теперь приходит мысль: какой же «на земле мир», когда везде духовный развал, когда от истинной Церкви остается горстка? И казалось бы, чему радоваться? А есть чему.

Радоваться нужно тому, что Бог воплотился, чтоб нам открыть двери в блаженную вечность и указать путь туда. И кто посмеет закрыть их?!

Радоваться мы должны и тому, что по смотрению Божию мы знаем этот путь и идем им в то время, как множество вокруг нас сворачивают в бездорожье. Радоваться мы будем, видя то, что нам определил Бог тесноту и скорби, оскорбление со стороны врагов и предателей Христовых, но зато с нами Бог. Прискорбно то, что мир избрал погибель и движется к концу. Нас остается всё меньше, но да не омрачатся наши сердца: так усмотрел Бог. Немногим дано увидеть победу Божию над царством зла. При кресте Господнем не миллионы стояли и Воскресение Его немногие сподобились видеть. Но это была победа и человека совместить с Богом над царством дьявола.

Оптинский старец Нектарий предсказал, что к концу мира будет «один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин», т.е. исчисляться будут единицами. И как же им не радоваться за себя и не скорбеть за мир?

Поэтому, братья, будем радоваться и мы за себя в этот великий день.

Да пребудет милость Божия с Вами и рождественская радость.

+ Епископ Виктор Славянский и Южно-Российский


Рождественское Послание

Христос раждается! Славите!

Возлюбленные о Христе, братия и сестры!

Наши великие православные праздники являются таинствами Божией благодати, ибо в каждый праздник Господь дарует верующей душе особый благодатный дар. Все вы знаете, какой необъяснимый дар светлой духовной радости даёт христианину Господь в Светлую пасхальную ночь. А вот на Праздник Рождества Христова Спаситель дарует каждой искренне верующей и смиренной душе особый дар внутреннего мира и радостной Божественной тишины. Об этом мы слышим в благовествовании ангельском, когда св. безплотные силы воспевали в благословенную рождественскую ночь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14).

Мир на земле может быть разный, но именно тот настоящий мир, который подаёт Сам Господь, — это мир духовный, мир человека с Богом и ближними, мир со своей совестью, которую невозможно ничем подкупить и обмануть, которая всегда обличает за совершаемые грехи. Господь наш Иисус Христос, прощаясь с учениками на Тайной Вечере, сказал им: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам». Но тут же пояснил: «Не так, как дает мiр — Я даю вам» (Иоан. 14, 27). Мир, который может дать «мiр, лежащий во зле» — это совсем не мир Христов. Об этом мире, который в основе своей имеет отвержение Истины или безразличие к Ней, компромиссы с неправдой, и, зачастую, даже гонения на последователей Христовых, Господь на все времена сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Матф. 10, 34). И в другом Евангелии говорит: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лук. 12, 51). Что могут означать эти слова Господа?

Спаситель принёс в мiр свет истины, и именно отношение людей к этой истине их разделяет: одни защищают её, исповедуют и стараются сохранить неповреждённой, как самое драгоценное сокровище на земле, а другие по отношению к ней теплохладны, иногда искажают её в своей совести и в своих действиях, либо вообще её отвергают и даже в своём упорстве враждуют против неё.

Нынешнее время, в которое мы с вами живём, является временем особого распространения в мiре экуменизма и сергианства —одних из главных вредоносных искажений Божественной и церковной истины. Об этих ересях вам известно достаточно, но необходимо задать себе вопрос: почему так много людей теперь с такой лёгкостью поддаются на эти духовные подделки, охотно принимают в свое сердце ложь и фальшь вместо истины, с особым легкомыслием расстаются со своими ещё недавно православными верованиями и добровольно выбирают тьму вместо света? Потому что они, по выражению Св. Апостола Павла, — «не приняли любви истины для своего спасения». За это безразличие к истине у верующего человека отнимается «дар различения духов», отчего он впадает в многоразличные беды, которые ему представляются «благом». Тем, кто теплохладно относится к Правде Божией, говорит Апостол, «пошлет Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Сол. 2, 11-12).

Эти слова Св. Апостола Павла являются ясным ответом на вопрос: почему современные христиане с такой лёгкостью сходят с православного пути и уклоняются в духовное бездорожье? Потому ещё, что исповедание истины, которое может быть связано с какими-либо затруднениями или утратой привычного внешнего благополучия, ими воспринимается как неудобная и непосильная тягость, а сама истина, в их представлении, не является для них жизненно необходимой и дорогой. Если бы они любили Истину, в Которой только и заключается подлинная духовная жизнь и наше спасение, то были бы преданы Ей, не взирая ни на какие внешние обстоятельства, и дорожили бы Ею. Но для тех, кто с безразличием к Правде Божией уклоняются на пути Отступления, — настоящая истина для них не существует или представляет собою некий отвлечённый «средний путь» между Истиной и Ложью.

Наш третий, святой жизни, Первоиерарх РПЦЗ Приснопамятный Митрополит Филарет говорил, что «в вопросах принципиальных нужно всегда, как говорят, «ставить точки над i»свидетельствовать истину до конца, хотя бы это было связано с осложнениями и неприятностями и затруднениями». Свидетельствовать истину в наше современное время невозможно без подвига исповедничества. Недаром в своё время Архиепископ Аверкий (Таушев) особое внимание обращал на то, что «наше время есть время исповедничества. Исповедничества, вне сомнения, еще более страшного и ответственного, чем исповедничество первых христиан. Тогда опасность угрожала, главным образом, телу — теперь она угрожает, много больше, чем телу, душе». А души многих современных христиан, к сожалению, вверены лицам, которые, вместо того, чтобы вести их ко Христу, и словом и примером увлекают их в атмосферу гибельных компромиссов и безразличия к истине, и уводят, тем самым, от пути спасения.

Наше время исповедническое. От нас более всего требуется сейчас верность истинной вере — святому Православию. И эту верность, с Божией помощью, мы можем проявить прежде всего в старании «держать то, что имеем» и в усердии сохранить то святое сокровище Православной веры и стояния в условиях современного мiра, которое нам оставлено нашими духоносными Отцами, верными учению и устоям Русской Православной Церкви Заграницей.

Не только в эти святые дни, возлюбленные о Христе братья и сестры, когда Церковь воспевает нам о мире, ангелами возвещённом, но и во все дни нашего земного странствия, нам прежде всего необходимо заботиться о том, чтобы этим самым миром света Христова, который возможен только на твёрдой основе любви к Истине, Господь наполнил наши грешные души. Аминь.

+Епископ Владимир Сан-Францисский и Западно-Американский

Рождество Христово, 2003 г.

закрыть окно