Пастырское Совещание духовенства США и Канады

с участием мiрян

Монреаль, Канада 8/21 – 10/23 марта 2008 г.

 

Дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

   

Прошлое Пастырское Совещание было в г. Эдмонтоне, год назад, и ныне мы благодарим Господа за то, что имеем возможность вновь с вами собраться здесь, в Монреале, для совместной молитвы, великопостного говения и укрепления братского единства во Христе Иисусе Господе нашем.

       К сожалению, за прошедший год произошло несколько печальных событий в нашей Церкви: в частности, в Северо-Американских епархиях – это уход в неканоническую группу Еп. Агафангела (Пашковского) прот. Спиридона (Шнайдера) со своим духовенством и иерея Андрея (Кензиса), внесшего разделение в приход в г. Эдмонтоне; и – вызвавшее повсеместный соблазн – декларативное отделение от Русской Православной Церкви Заграницей Епископа Бельцкого и Молдовского Антония (Рудей).

       Много раз уже говорилось в нашей Зарубежной Церкви, и среди архиереев, и среди духовенства и мiрян, об укреплении единомыслия и единодушия между собой, но, увы, либо по причине каких-то личных амбиций, непослушания и несмирения, либо ради приобретения мнимой власти, либо на основе ложной любви нарушают единство в Церкви люди, которым, как видно по их поступкам, совсем  не дорога Церковь Христова, и Ее учение, столь ясно выраженное в Свящ. Писании и, в частности, в Апостольских посланиях. Поистине, к тем, кто вносит разделение, применимы слова св. Иоанна Богослова: «они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоан. 2, 19).

       Св. Апостол Павел пишет к римлянам: «Будьте единомысленны между собою» (Римл. 12, 16) или к филипийцам: «Имейте одне мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2, 2).

       Не только Св. Апостол Павел, но и другие апостолы призывали христиан к единомыслию. Так Св. Апостлол Петр прямо пишет христианам в своем первом послании: «Будьте все единомысленны» (1 Петр. 3, 8).

       Призывая христиан к единомыслию, Св. Апостол Павел всё же прямо предостерегает их от тех людей, которые «производят разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились» (Рим. 16, 17) и убеждает «уклоняться от них», говоря, что «такие люди служат не Господу Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16, 18).

       Какие же могут быть «разномыслия» у настоящих христиан, когда Сам Господь Иисус Христос молился о них в Своей первосвященнической молитве Богу Отцу: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Иоан. 17, 21). Из этих слов Господа видно, что единение между истинными христианами должно быть по образу единства Лиц Пресвятой Троицы. К какой же ответственности подлежат те христиане, которые нарушают это единство?

       Вот почему перед наступлением важнейшего момента Божественной Литургии – Таинства Евхаристии и за тем причащения верных Тела и Крови Христовых священнослужитель возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», а лик певчих поясняет кого именно «исповемы»: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

       Единомыслие, таким образом, поставляется главным условием взаимообщения христиан в Таинстве Евхаристии. Почему же прежде всего возглашается: «возлюбим»? Потому что без истинной христианской любви невозможно единомыслие, в котором она, любовь во Христе, прежде всего и выражается. В то же время, если нет единомыслия, то нет и истинно-христианской любви. Но единомыслие и любовь не могут быть вне Истины Православного исповедания веры.

       Истина дана нам однажды и навсегда, и вся наша жизнь, весь наш труд, должны быть обращены на её усвоение, а не на её открытие. Единственное, что от нас требуется – это утверждаться в Истине и утверждать в ней других, приводя их к истинной вере, к Православию.

В этом путь нашей Русской Православной Церкви Заграницей, путь твёрдого стояния в Православии, путь полного неприятия каких-либо компромиссов в вопросах веры и Церкви.

       В нынешний век Отступления особенно важной задачей является сохранить полную духовную свободу, которую всегда сохраняла и сохраняет Зарубежная Церковь, пусть ныне и в малом остатке. Мы ясно осознаём, что мы не против общения с теми, кому, как и нам, дорого безкомпромиссное Православие, кому дорог именно Церковный путь установления общения, т.е. через принятие в Церковь, а не через безпринципное объединение разномыслящих людей, людей разного духа и разного представления о Церкви Христовой. Нам не по пути с теми, именующими себя «православными», которые на основе каких-то своих ложных представлений и учений разрушают Церковное единство. Нам не по пути с теми, кто следует или заигрывает с сергианством и экуменизмом, кто придерживается неправославного учения о «больных и здоровых членах Церкви в области исповедания веры» и кто следует экуменической теории о «ветвях» и «осколках» Церкви. Если говорить догматически-точным языком, Церковь Христова не может разделяться, от Нее могут быть только отпадения. Точно также и Зарубежных Церквей не может быть несколько, Зарубежная Церковь – одна. И мы веруем, что истинная Русская Православная Зарубежная Церковь именно та, Которая возглавлялась Блаженнейшим Мирополитом Виталием, с которым мы, по милости Божией, до самой последней минуты его праведной кончины сохранили евхаристическое общение и который возглавлял наш Синод.

       «Безразличие в вере, или признание всякой веры за одинаково спасительную, ведет к безверию или охлаждению к вере» – утверждает Св. Праведный Иоанн Кронштадтский, а потому: «Строго держись единой истинной веры и Церкви», – решительно завещает он всем православным христианам. Эти слова великого Всероссийского Праведника и Чудотворца особенно актуальны для всех нас, живущих в столь лукавое и непростое время.

       «Кто не в Церкви», – поясняет Св. Иоанн Кронштадтский, – «тот не со Христом и общения с Богом ни здесь на земле, ни там на небе, иметь не будет. Поэтому необходимо принадлежать к Церкви Христовой, коей Глава есть Всемогущий Царь, Победитель ада Иисус Христос» («Мысли о Церкви», стр. 52).

       Современное время – время Отступления и коварства, время нестроений и смут, время разделений и шатаний церковных. Но не будем особенно смущаться, если видим вокруг себя повальное отступление, всякого рода предательство и соглашательство с исказителями нашей Православной веры и Церкви и упорство в неприятии Истины. Вспомним, что даже в апостольское время один из двенадцати учеников Христовых оказался предателем. А что же нам ожидать от современных людей, чем они могут быть лучше первохристиан, которые жили во времена Спасителя и непосредственно слышали и видели Господа? Поэтому нужно не столько унывать и падать духом, сколько просить Господа, чтобы и мы устояли до конца в преданности истинной Церкви Христовой и чтобы нас не постигли, по нашей греховности, ещё большие напасти и беды. Чтобы Господь умилосердился над нами и избавил нас «от лукаваго» и тех его нападений на Св. Церковь, которые влекут за собой отпадение от Ея Пречистого Лона человеческих душ.

       Как раз сейчас – «время благоприятное, время спасения» – как воспевает Св. Церковь, характеризуя время поста, покаяния и молитвы в период Св. Четыредесятницы.

       В Ветхозаветной Церкви, когда находило какое-либо искушение, опасность или бедствие, когда приближалось какое-то наказание народу, тогда предпринимались особые меры покаяния, поста и умилостивления Бога, дабы избежать этой опасности или наказания. Все вы помните из Свящ. Писания пример пророка Ионы и грешного города Ниневии. «Eще сорок дней и Ниневия будет разрушена» (Иона 3, 4) – пророчествовал пророк Иона ниневитянам. Его предостережение принесло плоды: народ покаялся и Господь пощадил город. Св. Иоанн Златоуст об этом говорит так: «Если бы Иона не употребил угроз превращения; то превращение случилось бы. Если бы он не сказал, что Ниневия превратится, то Ниневия не существовала бы».

       В нынешнее время дело не в каком-то одном городе или даже во многих городах, но в отступлении всего мiра – всемiрной Апостасии, которая коснулась уже давно всего так назыв. Официального православного мiра. Коснулась она и Зарубежной Церкви, когда в большинстве своем иерархия – те, кто должны «право править слово истины» (см. 2 Тим. 2, 15), кто должны хранить в чистоте православную веру, укреплять ее и поддерживать в душах верующих, кто должны были бы быть столпами Святаго Православия, напротив, отступили от него, поправ свое духовное сокровище – православное исповедание христианской веры, повергнув его к подножию идола все-ереси Экуменизма. К сожалению, и все те, кто был принят в Русскую Православную Церковь Заграницей, либо оказались в Ней случайно или далеко не по принципиальным побуждениям, те, кто вносит разделение в Ея среду – причиняют также много зла и вносят большой соблазн среди верных чад нашей Церкви.

       Нас, ныне живущих, постигло это время – смутное время в Зарубежной Церкви. Чтобы устоять сейчас, когда Церковный Корабль обуревается «волнами житейского моря» и нападениями со стороны врага человеческого рода, самые действенные средства, по слову нашего Спасителя, это – покаяние, молитва и пост. 

       Вот что ныне, прежде всего, необходимо нам, и пастырям и пастве, чтобы умилостивить Господа, дабы Он, Всемогущий и Всемилостивый, видя наше смирение и искреннее желание спасти свою душу, помог нам устоять в соблазнах века сего и сохранить неповрежденной Истину веры  – каковое предназначение всегда являлось и является нашей Русской Православной Церкви Заграницей.

       Пастырь (и вообще любой священно- и церковно-служитель) должен являть собой образец и пример духовной жизни. Блаженный Иероним пишет: «Клирик, посвятивший себя на служение Церкви Христовой, должен прежде всего вникнуть в значение своего имени, узнав же его, должен на самом деле оправдать его. Греческое слово «клирос» на нашем языке значит достояние. Клирики так называются потому, что составляют достояние Господа, или потому, что Сам Господь есть достояние или доля клириков. В том и другом случае клирик должен вести себя так, чтобы и самому обладать Господом и Господь мог обладать им».

      Священнослужители должны особенно наблюдать за своей духовной жизнью, дабы не подавать соблазна, вести борьбу со своими страстями и являться вдохновителями благочестивой жизни в приходе.

       Пастырь – руководитель духовной жизни в приходе.

       Об этом Приснопамятный Архиепископ Аверкий (Таушев) говорит следующее:

       «Введение к Приходскому Уставу, утверждённому Всероссийским Церковным Собором 1917/1918 г.г. говорит ясно: «Господь Свою Церковь вверил в управление Своим Апостолам и их преемникам – Епископам, а через них вверяет и пресвитерам малые церкви – приходы. Они и являются вдохновителями и устроителями как всей Церкви, так и отдельных малых церквей – приходов. С них и спросит Господь за судьбы Церкви, приходов и отдельных христиан». Архиеп. Аверкий подчёркивает, что только «при утрате живой церковной связи и сознания своего назначения в Церкви для наследования вечной жизни возникают споры и прекословия между отдельными членами Церкви, осуждаемые Св. Апостолом Павлом (1 Кор. 12) и унижающие святое спасительное дело Христово. Правильная же церковная жизнь в приходе устрояется по сему благодатному завещанию Св. Апостола Павла: «Не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12, 3).

       Вл. Аверкий указывает на то, что «не может быть и речи о введении какого бы ни было «демократического начала» в церковно-приходскую жизнь»... ибо «демократическое понимание» церковной жизни в корне ниспровергает весь канонический строй Церкви и обращает Церковь в обыкновенную человеческую организацию, что совершенно недопустимо».

       Церковно-приходскую жизнь нельзя построить и укрепить на основе постоянных чем-то недовольств, взаимной критики и взаимоосуждения, различных пересудов и особенно неискренности и нашёптывания «за глаза». Будем помнить об этом, дорогие отцы, братья и сестры, и будем всеми силами стараться не допускать эти духовные изъяны в нашу приходскую жизнь. Будем стремиться, чтобы приходская жизнь сответствовала своему назначению согласно заповеди Христовой: «да любите друг друга» (Иоан. 13, 34) – пастырь совершает свое служение с отеческой любовью к пасомым, а прихожане оказывают сыновнюю любовь и послушание о Господе своему пастырю.

       Согласно Посланию Восточных Патриархов, в Церкви хранителем благочестия является народ. Мiряне, поистине, – это опора Церкви. Каждый по своим силам и талантам должен стараться по-возможности активно участвовать в церковном деле, в деле Домостроительства нашего спасения, исполняя деятельно заповеди Христова учения. Следовать заповедям Христовым – значит удаляться от духа мiра сего во зле лежащего, от тех негативных современных настроений, которым, к сожалению, поддаются и те люди, которые считают себя «православными».

       Нельзя не обратить внимания на до крайности усилившуюся в наши лукавые дни какую-то особенную страсть к пересудам и клевете, страсть, никого теперь не щадящую, ни мiрян, ни священников, ни иерархов. Хорошо говорит о происхождении этой зловредной страсти, разстраивающей добрые человеческие отношения и отравляющей жизнь, Святитель Феофан Затворник: «дух пересудливости за всё цепляется, и всё представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности... В то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке, в каком-либо отношении: он как будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорблённое и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хотя бы то и неправыми» («Мысли на каждый день года», стр. 350).

       Посему, будем ограждать свою душу от этого лукавого духа, укрепляя в своем сердце дух Православия – в духе смирения. Ибо, мы все с вами знаем, по слову Св. Апостола Иакова, что «Бог гордым противится», и только «смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

       В твердом стоянии за истинную веру и Церковь необходимо избегать всего личного – гордыни и самопревозношения, которые неминуемо ведут к новым заблуждениям и, в конечном итоге, даже к отпадению от Церкви, свидетелями чего мы в нынешнее время уже являлись.

       Важно всем нам помнить, что истинно-православным христианином является не тот, кто только формально принимает догматы Православия, а тот, кто, как прекрасно учил об этом наш великий российский Святитель Тихон Задонский, «православно мыслит, православно чувствует и православно живет», воплощая в жизни своей дух Православия. А этот дух как раз и есть не дух следования страстям этого мiра, а дух мiроотречения, так ясно раскрытый в Слове Божием и в учении Святых Отцов.

       Напоследок хочу сказать, что в нынешнее время нестроений, которые одолевают нашу Зарубежную Церковь, мне всё же отрадно особо заметить, что несмотря на церковные искушения, которые всегда являются самыми тяжелыми искушениями в жизни верующего человека, в Северо-Американских епархиях как священнослужители, так и паства, оставшиеся даже до сего дня верными нашей Церкви, в основном показали разсудительность в вопросах веры и Церкви, мужественную выдержку в этот период смут и терпение и снисходительность к немощам своего священноначалия. Спаси Господи и за вашу любовь о Христе и особенно за молитвенную поддержку.

       Будем просить Господа, чтобы Он укрепил нас и сохранил до конца в полном единомыслии и единодушии о Истине Христовой. Ибо это должно быть естественным в жизни всех истинных христиан, согласно апостольскому слову: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми и чрез всех и во всех нас» (Ефес. 4, 4-6).

       «Дополните мою радость», – пишет Св. Апостол Павел к Филиппийцам: «имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Филип. 2, 2). Аминь.

 

+Епископ Владимир

Монреаль, Канада, 2008 г.


 



Надежно - megajet mj 100 - у нас дешевле!