Edmonton Conference

Пастырское Совещание духовенства епархий США и Канады с участием мирян

17 фев./2 марта – 19 фев./4 марта 2007 г.

Милостью Божией с 17-го по 19-е февраля (2 – 4 марта н. с.) 2007 г. священнослужители РПЦЗ(В) Северной Америки, при участии мiрян, собрались на Великопостное говение и Пастырское совещание в г. Эдмонтон канадской провинции Альберта. Прибыть на совещание смогли почти все: епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Владимiр, протоиерей Константин Федоров, протоиерей Спиридон Шнайдер, иерей Евгений Санталов, иерей Кирилл Бартошевич, иерей Христофор Джонсон, иерей Андрей Ломов, иерей Андрей Грицко, дьяконы Иоанн Сомерс, Алексей Фимин, Сергий Агу; также присутствовали иерей Андрей Кенсис – настоятель Свято-Владимiрского Собора, где проводилось Совещание, и епископ Эдмонтонский и Западно-Канадский Варфоломей, а также несколько чтецов и мірян от разных приходов и общин, числом более дюжины. Несмотря на снежную бурю и ледовый шторм на северо-востоке континента, все добрались вовремя и в собрании приняли участие все, кто намеревался. Остальные молитвенно были с собравшимися, ибо по разным причинам не смогли отлучиться со своих мест, о чем сообщили заранее.

В пятницу, в день памяти великомученика Феодора Тирона, утром все собрались в кафедральном Соборе Западно-Канадской епархии в честь Св. Равноапостольного Великого Князя Владимiра – Просветителя Руси, где владыка Владимір отслужил молебен о начале всякого добраго дела. После молебна собравшиеся спустились в трапезную, пропели молитву «Царю Небесный», и оба архиерея благословили собрание, после чего владыка Варфоломей удалился ввиду болезни.

В начале совещания епископ Владимiр сказал вступительное слово, которым направил обсуждение в мирном русле, в духе Истины и братолюбия. Затем пастыри и представители приходов, от которых не смогли прибыть батюшки, поведали о своих общинах, их трудностях и радостях. После этих выступлений все заметно воодушевились тем, что большинство живет полной приходской жизнью. Во всех приходах, где есть батюшка, регулярно проводятся службы; в нескольких приходах служатся большинство из возможных служб в течение всей недели. Приходы состоят из людей самых разных происхождений: Русские всех волн иммиграции, множество греков, болгары, поляки, румыны, православные американцы и канадцы, а равно и другие народы. Также, все порадовались тому, что Североамериканские приходы богаты талантливыми членами, среди которых есть чтецы и псаломщики, профессиональные регенты, иконописцы, мастера свечного дела, ювелиры, печатники, мастеровые и проч. В чуть менее чем половине представленных приходов службы идут на английском языке, однако, как показал ход собрания, а наипаче совместные службы, никакого языкового барьера между собравшимися нет; впрочем, его и быть не может, ибо мы Отца и Сына и Святаго Духа исповедуем единым сердцем.

После рассказов о приходах, обсуждался вопрос о предназначении РПЦЗ(В), как законной продолжательницы исторического направления РПЦЗ. О.Константин Фёдоров сделал доклад о традиционном Церковном курсе РПЦЗ, проводимом Митрополитом Филаретом, который говорил о двух миссиях Русской Православной Церкви Заграницей: Первая – держать что имеешь – сохранять истинную Российскую Церковь для того, чтобы во благовремя вернуть Ее России. Вторая – нести свет Православия в мір, который потерял истинную веру. Митрополит Филарет, как и святитель Иоанн (Максимович), протягивал руку каждому желающему спастись, независимо от происхождения, – ибо нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3:11); мы знаем, как гибли целые народы, увлекшиеся учениями противными этому.

Даже во времена Митр. Филарета распространялось ложное учение, что Русское Православие – исключительное, что это не то же самое, что Греческое Православие, и даже, что это – другая церковь. То же самое мы видим, что сегодня это происходит и с Грузинской Церковью. И в то время в РПЦЗ стала проявляться нездоровая тенденция, что эта Церковь – исключительно для русских. Однако, ни один митрополит, ни один Зарубежный святитель не исповедовал такого учения. Святитель Иоанн Шанхайский, например, служил и на английском и даже на китайском языке, доказывая вселенский характер Церкви, и принадлежность к ней РПЦЗ.

В 1970-х годах весь православный мір был потрясен исповеданием веры, которое Митрополит Филарет выразил в специальном послании вскоре после того, как Константинополь «отменил» анафему на еретиков. Своей проповедью міру Приснопамятный Владыка Филарет изложил ясное видение истинной Православной веры. Проповеди Митр. Филарета были преисполнены безусловной любовью; он обращался ко всем православным, как ко своим пасомым. Его проповеди призывали православных всего міра вернуться к святоотеческому исповеданию веры. Послание Митрополита Филарета, как обоюдоострый меч разделило весь православный мiр на исповедников и на людей, не желающих хранить чистоту веры, тех, кто выбрал идти по пути лицемерных компромиссов. Также и Митрополит Виталий неоднократно говорил, что мы ходим по острию ножа, и что каждому придется выбирать – со Христом ли он, или против Него.

Затем обсуждались вопросы языка службы. Было выражено мнение, что, в то время как церковно-славянский язык освящен многовековой Церковной историей, английский язык позволяет новым англоязычным прихожанам лучше понять Православное Богослужение. После того, как к службе привыкают и хорошо ее знают, язык служения не имеет особого значения. Во многих северо-американских Церквях служба ведется на обоих языках попеременно. Мы должны проповедовать всем языкам, национальностям и группам, но нам поверят, только если мы будем проповедовать своей жизнью.

Обсуждался также вопрос о сообщении с Зарубежными священниками, которые в свое время не поддержали исповеднический путь Блаженнейшего Митрополита Виталия, и теперь пребывают в унынии и разочаровании, нуждаясь в поддержке. Владыка Владимiр сказал, что в РПЦз(Л) есть священники, которые не хотят соединения с МП и подвергаются за это гонениям. Они разговаривают и с владыкой, и с батюшками нашей Церкви. Затруднения к переходу у них не по вопросам Веры – они стоят на том же понимании, что и мы, и внутренне они всегда поддерживали Митрополита Виталия, когда он был жив. В этой связи о. Константин сказал, что затруднения чисто бытового характера – в вопросе жилья и денежной зависимости от приходов. Таким образом, нам следует о них молиться, не осуждая, чтобы Господь послал им силы вырваться из зловещей паутины. Вл. Владимир замечает, что духовное уныние и неспокойствие духа у этих искренних священников, по его личному мнению, связаны не только с отступлением от Православной веры и Церкви со стороны лавровской иерархии, но также и с тем, что синод архиепископа Лавра был анафематствован Митрополитом Виталием в ноябре 2001 года (помимо анафематствования М. Донскова), когда он, синод, воздвиг гонения и аресты на четвёртого Первоиерарха РПЦЗ. Вот это-то приобщение к анафематствованному синоду архиеп. Лавра, вероятно, и вызывает томление в сердцах несогласных с Отступлением батюшек. В связи с вопросом о пастырском приветствии таких священников: «Христос посреди нас», владыка Владимір сказал, что это вопрос, скорее, литургического общения, который возможен лишь после присоединения этих клириков к РПЦЗ(В). Нужно ограничиться миссионерским приветствием, как, например, «Христос воскресе!».

В ходе обсуждения был также поднят вопрос о возможности, при исключительных обстоятельствах, причастия мірян в других Церквях. Приводились примеры, что ранее некоторые епископы и даже первоиерархи позволяли мірянам причащаться, например, у греков-старостильников. Однако, владыка Владимір сказал, что то время прошло и теперь мы не знаем ни одной другой Церкви, в которой мы могли бы позволить причащаться нашим пасомым. Как общее правило для решения этого вопроса, владыка привел следующее рассуждение. Если пастырь может позволить мірянину причащаться в той или иной Церкви, то, следовательно, и ему ничего не должно воспрепятствовать в ней причащаться и служить (что, без решения Собора по этому вопросу, он делать самостоятельно, конечно же, не вправе).

Обсуждались также вопросы Церковного общения через интернет и создания северо-американского узла. Было постановлено, что этот вопрос будет решаться в ближайшее время, однако необходимо сначала уделить внимание официальному эл. узлу нашей Церкви, который нуждается в коренном обновлении, а затем заняться другими проектами.

В связи с Интернетом было также высказано мнение, что, несмотря на благочестивый характер некоторых обсуждений, в которых принимают участие пасомые, существует большой риск подмены, когда вместо церковной и домашней молитвы, которая должна лежать в центре духовной жизни, оказывается многословная переписка по Интернету. Впрочем, все согласились, что для разсеянных по всему свету верных, в особенности тех, кто весьма удален от священника, Интернет может быть единственным способом общения с братьями во Христе, и который должен служить лишь для спасения душ человеческих и в миссионерских целях.

На сем первый день собрания был завершен молитвой ко Пресвятой Богородице. После чего состоялась легкая трапеза, а затем все поднялись в храм для совершения таинства Елеосвящения – Соборования.

Долгое время не участвовали верные чада РПЦЗ в этом удивительном Таинстве во всей полноте – при стечении множества священников, когда их было бы числом семь, как предполагается чином Соборования. В этот раз священнослужителей, включая владыку, было даже более семи. Таким образом, Таинство совершилось во всем благолепии и полноте. И священство и прихожане храма Святого Равноап. Вел. Кн. Владиміра были заметно воодушевлены и Самим Таинством и тем особенным праздничным духом его соборного совершения.

Владыка Владимiр читал канон по-церковнославянски, а хор пел ирмосы по-английски. Затем читался Апостол и Евангелие по очереди всеми священниками, начиная с владыки. Одни читали по-английски, другие по-церковнославянски. Также и ектинии, которые были положены по чину, говорили три дьякона поочередно.

Приняв помазание Св. Елея во исцеление души и тела, все умиротворенные и с новыми духовными силами послушали проповедь владыки Владиміра о Таинстве Соборования и удалились на покой.

В субботу святителя Льва, папы римского в 4 часа утра духовенство и прихожане совершили Божественную Литургию. После легкого завтрака, участники собрания вновь собрались в трапезной собора и, призвав на помощь Царя Небесного, продолжили совещание.

Было решено проводить подобные совещания ежегодно во второе воскресение Великого Поста попеременно во всех приходах Северной Америки. Великий Пост был избран по многим причинам. В основном, это, конечно, особая мобилизация духовных сил, необходимая для решения важных вопросов совместным, соборным обсуждением. Также, хорошо, чтобы Великим Постом для прихожан Таинство Соборования совершалось семью священниками, как полагается уставной традицией. Таким образом, тот приход, где будет проходить собрание, удостоится этой радости. Второе воскресение Вел. Поста выбрали потому, что это единственный праздничный день, в который наиболее возможно, ради церковной пользы, отлучиться из прихода. Следующее собрание планируется провести в Монреальском приходе преподобного Серафима Саровского.

После этого обсуждали необходимость организации летних лагерей для молодежи, которые позволят в оторванной от мірской суеты обстановке воспитывать молодое поколение православных. Отец Константин рассказал о своем опыте в России. В его летнем лагере – по два раза в день беседы о Законе Божием. Дети живут в палатках. Помимо всех возможных литургий, служится полунощница и читаются утренние и вечерние молитвы. Также об опыте устроения летнего детского лагеря в эдмонтонском приходе Св. Равноап. Вел. Кн. Владиміра рассказал отец Андрей Кензис. Для организации лагеря, было решено на приходах узнать мнение об этом прихожан, и, исходя из их желаний и возможностей, работать в этом направлении соответствующе.

На совещании было предложено также принять молитву Новосвященномученика Митрополита Иосифа Петроградского о Святой Церкви *) для чтения во время Литургии. Однако, внесение молитвы в Чин Литургии находится в ведении Собора епископов. Впрочем, ее, безусловно, можно использовать во время молебнов и домашней молитвы.

По инициативе отца Андрея Кенсиса был поднят вопрос о местном почитании Митрополита Филарета в приходах Северной Америки. Отец Константин показал фотографии нетленных мощей Вл. Филарета. По всему міру множество чудес происходит по молитвам митрополита, и многие почитают его как святого.

Местное почитание святых в Православной Церкви обычно относилось к местным праведникам, блаженным, юродивым. Но личность Митрополита Филарета имеет всецерковное, вселенское значение, он – святитель, оказавший влияние на весь Православный мір, а потому участники Совещания выражают надежду, что прославление его будет совершено единодушно всей Церковью. Мы все верим, что владыка Филарет – Исповедник в век апостасии, наш заступник и молитвенник, прославленный Господом нетленными мощами, и если бы весь Собор епископов был бы здесь, то мы могли бы его прославить в духе любви, мира, единодушия и братолюбия. Отец Константин Федоров подтвердил, что и в России готовы к такому прославлению. Таким образом, Пастырским Совещанием было решено ходатайствовать перед Собором епископов о прославлении Владыки Митрополита Филарета, третьего Первоиерарха РПЦЗ.

Также обсуждался вопрос о Календаре. В последнее время в различных Церковных календарях стали добавляться все новые и новые святые, некоторые из которых вызывают сомнение, а некоторые «прославлены» лишь Московской Патриархией. Вполне может быть, что многие из этих добавленных – действительно святые, но Церковь не должна слепо принимать такое самовольничество до решения Архиерейского Собора. Было решено в Северо-американских приходах руководствоваться календарем РПЦЗ, опубликованным до 1999 года.

По окончании собрания, в субботу вечером служилось всенощное бдение, а в воскресение, в день памяти Святителя Григория Паламы – Божественная Литургия св. Василия Великого архиерейским чином. Опять соборное служение возымело особенное умиротворяющее действие на всех присутствовавших. И снова, несмотря на совершение службы на двух языках (церковно-славянском и английском), чувствовалось подлинное единодушие. Во время Малого Входа епископом Владимиром за верное служение Церкви Христовой был награждён фиолетовой скуфьей священник Евгений Санталов, клирик Сан-Францисской и Западно-Американской епархии. О. Евгений ещё до раскола в РПЦЗ закончил с отличием, первым учеником, Свято-Троицкую духовную семинарию, имеет степень баккалавра богословия и уже семь лет служит священником в Зарубежной Церкви. В конце службы с благословения владыки, отец Константин утешил всех воодушевлённой проповедью о покаянии.

Во время Праздничной трапезы владыка Владимiр и священство поприветствовали и поблагодарили сестричество и братию Собора Св. Равноап. Вел. Кн. Владиміра за жертвенное служение Св. Церкви, сердечный прием и заботу. После трапезы о.Спиридон Шнайдер показал на большом экране фотографии из своих поездок в Есфигменский монастырь св. горы Афон. Прихожанин Игорь Соболев рассказал о Церковной ситуации в Сербии. Владыка и батюшки отвечали на многие вопросы прихожан. На этом собрание было закончено и гости стали разъезжаться по своим приходам, чтобы донести благую весть о единстве и сердечной взаимной любви среди священства Северной Америки до своих пасомых. Дай нам всем Бог и впредь проводить свою жизнь в этом духе братолюбия и любви к Истине-Христу, ибо только Он сделает нас свободными – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Эдмонтон, Канада, 2007 г.

Участник Пастырского Совещания


*) Молитва Митрополита Иосифа о Святей Церкви

О, Премилосердый, Всесильный и Человеколюбнейший Господи Иисусе Христе Боже наш, Церкве Зиждителю и Охранителю, воззри благосердым оком Твоим на Церковь Православную, люте обуреваемую напастей бурею. Ты бо рекл еси Господи: созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ей. Помяни обещание Твое неложное: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Буди с нами неотступно, буди нам милостив, молит Тя многострадальная Церковь Твоя. Укрепи нас в правоверии и любви к Тебе благодатию и любовию Твоею, заблуждающия обрати, отступльшия и ожесточенныя умягчи: всякое развращение и жизнь, несогласную христианскому благочестию, исправи. Сотвори, да вси свято и непорочно поживем, и тако спасительная вера укоренится и плодоносна в сердцах наших пребудет. Не отврати лица Твоего от нас, не до конца гневающийся Господи! Воздаждь нам радость спасения Твоего, отри слезу от очей плачущих, всякую нужду и скорбь людей Твоих утоли. Огради нас всемогущею силою Твоею от всяких напастей, гонений и озлоблений, изгнаний и заключений. Тобою спасаеми, достигнем пристанища Твоего Небеснаго, и тамо с лики Честнейших Небесных Сил прославим Тебе, Господа и Спасителя нашего, со Отцем и Святым Духом, во веки веков, Аминь.