Отпевание и погребение Блаженнейшего Митрополита Виталия,
Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей

«А живемъ ли, для Господа живемъ;
умираемъ ли, для Господа умираемъ:
 и потому, живемъ ли, или умираемъ, всегда Господни»
(Рим. 14:8, читаемое на погребенiе священниковъ)

        Утром в понедельник Отдания Рождества Пресвятой Богородицы 12/25 сентября 2006 года в 10:45 в больнице Провиденс квебекского городка Магог мирно отошел ко Господу четвертый Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей Блаженнейший Митрополит Виталий.

        За два дня до своей блаженной кончины Владыка соборовался, за день до кончины – приобщился Святых Таин и мирно ожидал отшествия к своему Творцу. Никакими смертельными недугами Митрополит не страдал – накануне, до вызова автомобиля скорой помощи, Владыка почувствовал слабость. В больнице доктор, осмотрев его, заявил, что митрополит Виталий умирает; просто, как умирают все старые люди. Можно сказать, что больница Митрополиту была не нужна.

        В момент кончины, с Митрополитом были несколько прихожан монреальского Свято-Серафимовского прихода и преосвященный Владимир, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский, который, как и во время кончины владыки Сергия, в момент отхода в вечность Вл. Митрополита, накрыл его честную главу епитрахилью. Владыке были прочитаны все подобающие молитвы как до, так и по отшествии души от тела.

        Отпевание и погребение Блаженнейшего Митрополита состоялось в четверг 15/28 сентября в храме Спасо-Преображенского скита в Мансонвилле. Заупокойную литургию и отпевание служил епископ Владимир, с которым сослужили: митрофорный протоиерей Вениамин Жуков, протоиерей Константин Федоров, протоиерей Николай Семенов, иерей Андрей Кенсис, иерей Кирилл Барташевич, иерей Андрей Ломов, иерей Андрей Грицко. В службе также принимали участие дьяконы: Иоанн Кочергин, Алексей Фимин и Сергий Агу, а также иподьякон Анатолий Ган вместе со множеством прислужников, как из Монреаля, так и из других мест.

        В конце литургии исповедывали почти все батюшки, и многие сподобились Святого Причастия. По окончании службы, епископ Владимир сказал проповедь о почившем Первоиерархе и его крестном пути, которым и нам следует продолжать идти. В конце проповеди владыка Владимир, обращаясь лично к Митрополиту, попросил у него за всех нас предстательских молитв у престола Господа Бога нашего Иисуса Христа.

        Проститься с любимым Первоиерархом съехалось множество народу из разных сторон света: из России, Европы, Америки. Смерть Митрополита не оставила равнодушными ни верных до сего дня его послушников, ни тех, кто избрал иной путь. Впрочем, владыка Виталий, пройдя длинный путь, на котором встречал немало врагов и предателей, никого не осуждал, но, напротив, всегда служил примером великодушия. Печально, что отвергшие Владыку, смогли найти возможность облобызать его лишь уже лежащего в гробу. Однако и это может принести должные благие плоды, по молитвам почившего архипастыря.

        Среди прочих, проводить в последний путь Митрополита приехала матушка Исихия из Свято-Владимирского женского монастыря в Калифорнии. С собой она привезла чудотворную икону Божией Матери Владимирской. Любой мог приложиться к Святыне и попросить у Пресвятой помощи.

        Отпевание, как и литургия, проходило в теплой молитвенной обстановке при полном храме и со множеством людей снаружи. Владыка Владимир и каждый из священников прочитали по одному Евангелию и по одной песни из Канона. Хор, несмотря на то, что состоял из мiрян, не имеющих большого опыта в отпевании, пел красиво; подпевали все, кто мог. Основные молитвы: Верую, Отче наш, а также некоторые ирмосы, тропари,  кондаки и вечную память пел весь храм.

        По отпевании, каждый имел возможность лично отдать последнее целование Блаженнейшему Митрополиту. Подходя, все делали земной поклон и лобызали десницу почившего, которой он несчетное количество раз преподавал благословение овцам Христовым, вверенным ему, как пастырю шестьдесят шесть лет назад. У многих наворачивались слезы; кто-то сдерживался, иные плакали; впрочем, это не горестный плач, но слезы умиления.

        После прощания, священство и дьяконы подняли гроб Митрополита на плечи и, пронеся его через алтарь, пошли крестным ходом вокруг храма. Шествие возглавлял отец Константин Фёдоров, держа в руках крест с частицей Животворящего Креста Господня. На каждой стороне храма была отслужена заупокойная лития. Затем гроб почившего поместили в стальной саркофаг и с пением медленно погрузили в могилу под храмовой стеной на юго-восточной стороне. Рядом с Митрополитом покоятся архимандрит Нафанаил (Белоногов) и игумен Стефан (Новицкий), а справа – архиепископ Сергий (Киндяков), все они – братия Братства преп. Иова Почаевского, послушники владыки Виталия.

        Воистину, настоящей блаженной христианской кончиной увенчалась долгая жизнь великого человека, связавшего своей жизнью несколько эпох, ставшего для целых поколений настоящим проводником спасения во Христе. Вечная память Блаженнейшему Митрополиту Виталию!

Очевидец

                                        _______________________________   

Краткая биография Блаженнейшего Митрополита Виталия,
Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей

        Блаженнейший Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился 18 марта 1910 года в Петрограде в семье морского офицера Черноморского флота Петра Константиновича Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, всю свою жизнь прослужившего на Кавказе. В 1920 году определен в кадетский корпус, основанный генералом Врангелем в г. Феодосия. Во время эвакуации того же года вместе с корпусом попадает в Константинополь, откуда – в Югославию, сначала в Стрнище, а затем в Белую Церковь. В 1923 г. мать выписывает его к себе в Константинополь, чтобы затем прибыть в Париж. Осенью того же года его устраивают во французский колледж имени «Святого Людовика короля Франции» в городе Леман, по окончании которого молодой Устинов возвращается к своей матери в город Канны на юге Франции. В 1934 г. его призывают отбыть воинскую повинность во Французской армии в 9-й кирасирский (еще на конях) полк в г. Лион. По окончании службы командир полка полковник де Мулен предлагает бригадиру (чин соответствующий капралу в пехоте) Устинову остаться в полку, обещая произвести его в офицеры, но у молодого Устинова нет уже больше желания оставаться в мiру, у него единственное желание – уйти в монастырь. В 1936 г. он покидает Францию и поступает в монастырь преп. Иова Почаевского на Карпатах, основанный архимандритом Виталием (Максименко), впоследствии архиепископом Нью-Йоркским и Восточно-Американским. Во время своего последнего посещения Европы осенью 1937 г. Преосвященнейший Архиепископ Виталий посещает и основанный им монастырь и облекает в подрясник трудника Ростислава. В 1938 г. настоятель монастыря, архимандрит Серафим Иванов, впоследствии архиеп. Чикагский и Детройтский, постригает послушника Ростислава в рясофор с именем Виталий, дабы, как он сам и сказал, имя Виталий не прекращалось в обители. В 1939 г. Великим Постом рясофорный послушник постригается в малую схиму. В том же году в день убиения Царской Семьи Преосв. Владимир, епископ Мукачевский и Пряшевский, Сербской Церкви, рукополагает его в сан иеродиакона, а в 1940 г. в городе Братиславе Митрополит Серафим Берлинский и Германский рукополагает его в сан иеромонаха. Архимандрит Серафим определяет молодому иеромонаху Виталию окормлять из монастыря два села на самой границе Польши Порубки и Медвежье, в котором был выстроен деревянный новый храм, уже во время войны.

        Разгром немецкой армии заставляет всю братию покинуть свою обитель перед наступающей красной армией. Перед иером. Виталием открывается огромная миссионерская деятельность в Берлине и его окрестностях, где приходится ежедневно посещать лагеря остов, проповедовать, служить, напутствовать сотни умирающих от голода, туберкулеза, от ран. Но скоро приходится снова уходить от окружающей со всех сторон Берлин красной армии. Вместе с настоятелем собора архимандритом Нафанаилом, иером. Виталий покидает Берлин и они оба обосновываются в городе Гамбурге.

        Перед двумя молодыми и энергичными миссионерами открывается огромное поле деятельности среди Ди-Пи, которым надо помочь избежать репатриации со всеми последствиями сталинских ужасов. Знание английского языка во многом помогает им спасти тысячи соотечественников. Архиерейский Синод посвящает архимандрита Нафанаила во епископы и посылает его в Париж для возглавления Западно-Европейской епархии нашей Русской Зарубежной Церкви, а игумен Виталий остается окормлять беженцев или Ди-Пи в лагерях северной Германии. Игумен Виталий, возведенный в сан архимандрита, организует в лагере Фишбеке в барачной церкви круг ежедневного богослужения, основывает типографию, собирает вокруг себя небольшую монашескую братию (будущие архиеп. Павел и архимандрит Феодор), издает и печатает для всех лагерных церквей восточной Германии все Великие Сборники, молитвословы и издает ежемесячный журнал «Почаевские Листки», который затем переименован в «Православное Обозрение». Многие в лагере Фишбек проходят почти полный псаломщический курс, и удается даже собрать 12 юношей, которым преподается систематически в продолжении года весь курс богословских наук семинарского уровня.

        Начинается распределение всех Ди-Пи по разным странам и архимандрита Виталия Синод назначает возглавить нашу церковь в Англии. С 1947 до 1951 года архимандрит Виталий уже настоятель Лондонского прихода, неустанно разъезжает по всей Англии, организует приходы в Манчестере, Престоне и Брадфорде, который и существует до сего дня в самом центре Англии.

        В 1951 г. в день свв. Апп. Петра и Павла архимандрита Виталия посвящают в сан епископа с назначением его викарным епископом, в помощь архиеп. Феодосию в Бразилию, с местом жительства на Вила Альпина в Сан-Пауло.

        О прибытии Еп. Виталия в Бразилию пишет А. И. Лодыженский в письме от 29-го августа 1951 г.: "Спешу поделиться с Вами нашей радостью: 23-го сюда прибыл Владыка Виталий, сопровождаемый тремя дьяконами. Прямо с порта Сантоса он отправился в соборный храм к Владыке Феодосию. Поселился он на Вила Альпина и, несмотря на большую отдаленность от города и более чем скромные условия, в которых он там находится, полагаю, что это выбор правильный, особенно в связи с намерением Владыки Виталия обосновать там монастырь.

        Конечно, общие условия, в которых Владыка оказался здесь, весьма трудные и потребуют от него большой мудрости и осторожности, что он сразу же ощутил и осознал. Тем не менее верю, что, с Божией помощью, ему удастся устранить все препятствия и козни и объединить вокруг Церкви и себя ныне метущееся стадо Христово. Во всяком случае, мои друзья и я поставили себя в полное его распоряжение и будем стараться делать все от нас зависящее, чтобы сколько возможно облегчить ему первые шаги в совершенно новых для него условиях.

        Насколько истосковался церковный народ по пастыре добром, всем нам пришлось убедиться при посещении Владыкой нашего нового еще незаконченного и неосвященного храма, куда прибыл на следующий день своего приезда. Несмотря на то, что это был рабочий день, после восьми часов часто нелегкой работы, в храме собралось множество народа со всех концов города. Встреченный приветственным словом церковного старосты ( В. Ю. Лодыженского) и хлебом солью поднесенными старшей сестрой, а затем в дверях храма нашим настоятелем и собравшимся духовенством других приходов, Владыка совершил краткий молебен, после которого произнес проповедь, произведшую на собравшихся глубокое впечатление своей проникновенностью и глубокой непоколебимой верой. Положительно все присутствующие не могли удержать слез умиления и радости, ощутив себя единым стадом. Верю, что Господь наставит Владыку Виталия на пути Его и это ощущение единства претворится в действительность осязаемую".

        И тут под южным Крестом снова застучали печатные станки. К монашескому братству присоединяются Николай Белоногов и Евгений Калинин. Вила Альпина покрывается небольшими новыми постройками, организуется небольшой приют для мальчиков, которые обучаются русскому языку, Закону Божию при ежедневном суточном круге богослужений. Владыка Виталий и его иеромонахи посещают православных людей по самым глухим уголкам Бразилии, самой большой страны всей Южной Америки, и их трудами основываются два прихода в самом центре Бразилии: в ее новой столице Гоянии и в пригороде Сан-Пауло в местечке Педрейра.

        О своей миссионерской деятельности Владыка Виталий писал из Сан-Пауло 3 авг. 1945 г. следующее: "Я лично убежден, что в нашу задачу в рассеянии входит не только окормление нашего русского народа, оберегать его от денационализации, но также и известное миссионерство среди инославных. У меня есть внутреннее стремление к миссионерству среди иностранцев. За наше пребывание в Лондоне, нам удалось перевести в православие около десяти человек англичан, что кажется мало, но все они стали искренними православными людьми. Лучший из них перевел на английский язык сокращенное Добротолюбие…

        За эти годы у нас выработалась очень хорошая система миссионерства. Мы все время разъезжаем, оставаясь иногда продолжительное время в том или ином пункте, но зная, как велика слабость и удопреклонность к падению человека, мы большую часть времени проводим в общежительной жизни, в которой мы спасаемся, как некоей раковине, от морских хищников страстей наших. Одним словом, мы привыкли жить среди народа и в то же время вести монастырский образ жизни".

        В 1955 г. Владыка Виталий со всей свой братией переводится указом Архиерейского Синода в Канаду, как правящий епископ Западной части Канады с кафедрой в Эдмонтоне. Тут в 75 милях от города Владыка Виталий основывает Свято-Успенский скит, около полустанка Гранада, где впоследствии проживал один из его собратьев игумен Серафим (Филимонов), который из скита окормлял весь север Альберты.

        Владыку Виталия Архиерейский Синод переводит в Монреаль и возводит его в сан архиепископа Монреальского и Канадского. Настоятелем Свято-Владимирского Собора в Эдмонтоне Владыка Виталий оставляет одного из своих братьев, о. Архимандрита Григория (Моисеевского), который, одушевленный тем же духом миссионерства, несмотря на свой преклонный возраст, посещал группы и отдельных православных в самых отдаленных уголках Альберты.

        В скором времени после приезда в Монреаль Преосвященный Владыка Виталий приобрел землю в окрестности гор. Мансонвилля (Квебек) и начал постройку мужского скита. Работы там совершались братией Архиерейского подворья с участием добровольцев прихожан, и на сегодня все это обрело уже вид Свято-Преображенского скита с храмом этого же имени, украшенного чудесным иконостасом внутри, с иконами известных зарубежных иконописцев. Также выстроен свечной завод, сооружены часовенки на русском кладбище и на озере с источником ключевой воды.

        Большие, светлые корпуса для братии с трапезной закончены строительством и оборудованием и ждут своих насельников. К монашескому братству присоединяется о. игумен Сергий, в миру Святослав Киндяков и о. иеромонах Стефан, в миру Сергий Новицкий. Это небольшое братство живет поразительным единодушием и для массы часто совершенно незримо истинно духовной жизнью, полностью посвященной Церкви Христовой.

        В 1965 году Владыкой Виталием основан в г. Оттаве, столице Канады, новый приход с храмом Св. Покрова Пресвятой Богородицы.

        В течение всего жительства в Канаде Архиепископа Виталия беспрерывно работала типография при Архиерейском Подворье, выпуская богослужебные книги, брошюры, толстые тома духовной литературы и периодической, с богословским материалом, журнал «Православное Обозрение», первый номер которого был издан еще в Бразилии в 1951 году.

        Одна из характерных черт Владыки Виталия — его любовь к молодежи, забота о нашей смене. Не говоря уже о подрастающей в приходе детворе, о юношах и девушках, которые, подрастая, создают кружки музыкальные, хоровые, танцевальные и т.д. ("Гусли", "Оркестр Народных Инструментов", создание церковного хора из молодых голосов), но заботы Владыки много шире.

        Владыка Виталий организовал съезды всезарубежной русской православной молодежи.

        После кончины Митрополита Филарета, первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, в январе 1986 г. Архиерейский Собор избирает Архиепископа Виталия на должность Первосвятителя Зарубежной Церкви, на которой он оставался вплоть до своей праведной, христианской кончины, сохраняя верность учению и традициям РПЦЗ.

        Невозможно в краткой биографии Блаженнейшего Владыки Виталия перечислить всех тех дел, а иногда и чудес, промыслом Божиим через Владыку совершенных незримо и без огласки, скромным по натуре, посланным нам Господом Богом Иерархом.

        Вечная память Блаженнейшему Митрополиту Виталию, четвёртому Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей!

                                          ___________________________    

Дополнительные сведения о Митрополите Виталии
Архиепископа Серафима Чикагского 

        Очень немногим в России известна биография четвёртого Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Виталия.

        Так писал о нем в 1976 году Архиепископ Серафим Чикагский: «29 июня/12 июля 1951 года, в Лондоне в Англии состоялась хиротония в епископы архимандрита Виталия Устинова, избранного Архиерейским Синодом РПЦЗ на кафедру викарного епископа в Сан Пауло в Бразилии. Хиротонию совершили епископы Нафанаил и Леонтий Женевский. Вероятно, кем-либо будет написано подробное жизнеописание Владыки Виталия. Я же лишь кратко сообщу известные мне о нем биографические данные, а больше поделюсь воспоминаниями о совместной с ним жизни на Карпатах.

        Мирское имя Владыки Виталия было Ростислав. Родился он в Петрограде 18 марта 1910 года в семье морского офицера. Родителей его звали Петр Константинович и Лидия Андреевна. Вскоре семья Устиновых переехала в Севастополь, где Ростислав и провел свое детство. Так же он поступил в кадетский корпус, с которым в 1920 году осенью выехал в Югославию и пробыл в нем до 1923 года, когда выехал с матерью во Францию. Там он окончил колледж, где половина преподавания велась на английском языке, затем отбыл воинскую повинность в одном из французских кавалерийских полков и некоторое время работал в одном английском предприятии на юге Франции.

        Несмотря на успехи по службе и в обществе, Ростислав в этом не чувствовал удовлетворения, и его потянуло к богоискательству. Некоторое время он провел в русском богословском институте в Париже, но не найдя там духовного удовлетворения, оставил его.

        Протекли еще несколько лет жизни в миру. Стали приходить думы о монашестве. При помощи добрых людей Ростиславу удалось связаться письменно с миссионерской обителью преп. Иова Почаевского во Владимировой на Пряшевской Руси, что привело к решению приехать туда на испытание. Прибыл он во Владимирову в конце великого поста в 1938 году.

        Настоятельствовал в обители в то время автор этих строк. Ростислав ему сразу понравился, и он взял его на свое духовное попечение. Обитель была строгая, жизнь в ней была суровая, питание скудное. Ростиславу, как и всем другим новоначальным, пришлось потрудиться и на кухне, и в огороде, и в хлебопекарне. Хлебы пек он до самого отбытия братии из Владимировой, хотя имел уже и другие послушания. Последние полгода ему помогал в хлебопечении иеромонах Антоний ( Медведев ), впоследствии архиепископ Сан-Францисский. Пекли они превосходно, и монастырский хлеб славился среди богомольцев.

        Проходя все вышеуказанные послушания, Ростислав все свободное время посвящал изучению богословия, пользуясь обширной монастырской библиотекой.

        Приблизительно через год после прибытия, Ростислав был мною пострижен в рясофор, с наречением имени Виталий, что значит по-русски "жизненный". Он вполне оправдал данное ему имя. Стал он после этого больше проходит клиросное послушание, работая в то же время в монастырской типографии. Еще через год в 1939 г. он мною же был пострижен в мантию, т.е. принял полный монашеский чин, и вскоре местным епископом был рукоположен в иеродьяконы. Тут возникла еще большая необходимость изучать богословские науки, а днем время уходило на монастырские послушания. Свободным оставалось только вечернее и ночное время. Часто о. Виталий ложился спать во втором часу ночи, а в 4 часа утра звонок будильника пробуждал всех на молитву.

        За свою скромность, смирение и трудолюбие отец Виталий пользовался общей любовью братии и начальства. Нужда в духовенстве заставила ускорить его посвящение в иеромонахи, каковое совершил в Братиславе в 1941 году Митрополит Серафим Берлинский и Германский.

        Молодому иеромонаху Виталию было поручено духовно обслуживать по воскресеньям и большим праздникам три села: Медвежье, Порубку и Кориевцы. Туда весной, летом и осенью приходилось ходить пешком, а дорога была неблизкая: дремучим лесом около 10 верст. Ездить было слишком тряско из-за очень плохой дороги. Зато зимой за о. Виталием всегда приезжали на санях, и ехать было легко и приятно.

        Пастырская деятельность о. Виталия развивалась весьма успешно. Крестьяне его полюбили, и уже в 1942 году ему удалось воодушевить их на построение в центральном селе Медвежьем нового большого деревянного храма, вместо старого, вконец обветшавшего. Освятить храм удалось только в начале 1944 года, ввиду приближения фронта, братство преп. Иова Почаевского вынуждено было эвакуироваться в Братиславу. Оставаться было немыслимо, ибо почти вся печатная деятельность братства была направлена против безбожников, следовательно, против большевиков.

        Около полугода братство провело в Братиславе, где в старинном заброшенном ресторане своими руками создали домовую церковку и даже начали небольшую печатную работу. Отец Виталий принимал в ней посильное участие, но больше ездил обслуживать духовно ближайшие к Братиславе места русского рассеяния.

        С Божией помощью и с помощью друзей братства в Швейцарии, удалось всем членам братства, в том числе и о. Виталию, выхлопотать швейцарские визы, но немцы не пожелали дать транзитных виз. После долгих оттяжек немецкий консул посоветовал нам ехать в Берлин и там, в центре, попытаться выхлопотать выездные визы.

        Под самое Рождество 1944 года братство преп. Иова Почаевского прибыло в Берлин и разместилось по 1-2 человека среди русских насельников Берлина. Тогда Берлин почти каждую ночь, а часто и днем, подвергался бомбардировкам американских и английских аэропланов. Часто прилетали сразу по тысяче и более самолетов. Две трети Берлина превратились к тому времени в развалины.

        Больше месяца братство в таких тяжких условиях провело в Берлине. Выездных виз так и не удалось получить. Было решено ехать на юго-запад Германии поближе к швейцарской границе. Дали нам отдельный вагон. Упросился ехать с нами настоятель кафедрального собора в Берлине протоиерей (ныне почивший архиепископ) Адриан Рымаренко со своими духовными чадами. Храм в Берлине оставался совершенно без духовенства, а паствы было еще очень много, особенно так называемых "остов"(восточных рабов).

        Видя создавшееся трагическое положение, архимандрит Нафанаил и иеромонах Виталий вызвались добровольно остаться при соборе опекать брошенную паству, хотя это было связано с огромным риском, ибо большевики уже находились в полусотне километров от Берлина. Оставались сии самоотверженные пастыри в Берлине до самого последнего дня. Когда тот наступил, уходить на юго-запад, нам вдогонку, было невозможно, ибо путь был уже отрезан советскими войсками. Оставалось попробовать пробиться на северо-запад по направлению к Гамбургу. Пешком, неся на себе в рюкзаках все необходимое для совершения богослужения, шли отцы Нафанаил и Виталий. Иногда их подвозили немного случайные грузовики.

        Наконец, с Божией помощью, удалось им добраться до Гамбурга. Там они быстро наладили регулярные богослужения, а когда война кончилась, они стали ездить по беженским лагерям выручать так называемых "остов" от выдачи большевикам на расправу. Оба прекрасно говорили по-английски, а потому встречали дружеский прием со стороны американских и английских оккупационных властей. За несколько месяцев им удалось выручить и отослать на запад не одну тысячу несчастных русских людей, которых чекисты готовились отправить в Сибирь на каторгу. Не один раз оба священнослужителя подвергались риску быть самим увезенными в СССР, но Господь спасал, иногда в самый последний момент, ибо у Бога доброе дело не пропадает.

        Приблизительно через год им пришлось разделиться. Архимандрит Нафанаил был рукоположен в Женеве во епископа и назначен Архиерейским Синодом РПЦЗ управлять Западно-Европейской епархией с кафедрой в Париже, а отец Виталий, возведенный Синодом к этому времени в архимандриты, был назначен настоятелем в Лондоне и благочинным на всю Англию. В Англии он пробыл до лета 1951 года, собрав около себя несколько человек идейной иноческой братии.

        На праздник свв. апп. Петра и Павла он был, как сказано в начале этого очерка, хиротонисан в епископы для Бразилии, куда вскоре и отбыл и где так же проявил кипучую церковную деятельность.

        В 1955 г. Владыка был переведен в Канаду на кафедру викарного епископа в Эдмонтоне, а через два года стал епархиальным архиереем на всю Канаду, с местопребыванием в Монреале и с включением в члены Архиерейского Синода».

        «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» ( II Коринф. 6, 8-10).


закрыть окно