Новый храм РПЦЗ(В) в Туле

Приход в честь Курской-Коренной иконы Богоматери

По благословению правящего на Европейской части РФ Епископа Виктора Славянского и Южно-Российского Русской Православной Церкви под омофором Митрополита Виталия в минувшее воскресение 31 мая/13 июня 2004 г. на Праздник Всех святых, в земле Российстей просиявших, была первая Литургия в новом храме в честь Курской-Коренной иконы Божией Матери в старинном русском городе Туле.

Тульская община РПЦЗ(В) сложилась с конца 1990-х годов, когда сюда на родину вернулись из Курска, где овладевали профессией, семьи двух братьей Кашенцевых. В 1990 г. с появлением в РФ первых приходов РПЦЗ эти православные стали в Курске духовными чадами нашего выдающегося церковного мыслителя протоиерея Льва Лебедева. Поэтому образ Чудотворной Курской-Коренной Иконы Божией Матери, обретенной на этой земле, связался у Кашенцевых со всем святым и на дальнейшую жизнь, отчего и был наречен новый приход в Туле в честь сей Иконы.

Отдельно стоящее одноэтажное кирпичное здание храма, с зимним отоплением, арочными окнами, кирпичной алтарной перегородкой, возведено руками и на средства его прихожан. Возглавляет общину ставленник на священный сан Сергий Кашенцев, врач-реаниматолог, а его супруга Ольга – педиатр. В большинстве и приход был основан врачами, медиками разных специальностей.

Первую литургию в храме служил Благочинный Московского округа РПЦЗ(В), настоятель столичного храма во имя Святителя Тихона Патриарха Московского Исповедника Нового и храма в г. Алексине Тульской области в честь Казанской иконы Божией Матери иеромонах Тихон (Козушин). Батюшка окормляет и эту тульскую общину со времени ее появления, члены которой частые гости на богослужениях и праздниках в храмах Благочиния.

В литургии участвовали приехавшие из других приходов РПЦЗ(В). Потом прошла трапеза, на которой столь дорого православным душам было ощутить и символические хлеб-соль Отечества. Ведь тульское древнее угодье нашей державы славно как самоварами, пряниками, так и умением оружейников. А один созданный писателем Лесковым характер тульского Левши, который блоху подковал, как много говорит русскому сердцу…

Непросто и нелегко нашей Церкви создавать новые храмы на русской святой земле, пропитанной кровью новомучеников. Причиной тому гонения на нас властных структур РФ и лжецеркви Московской патриархии. Потому и каждый новый храм РПЦЗ(В), исповеднически вознесшийся на Отчизне, для его прихожан подвиг и завет устоять в малом стаде Христовом. Посему дорого вспомнить историю обретения, «биографию» Чудотворной Иконы, в честь которого поименован новый тульский храм. Этот образ также называется Одигитрией (Путеводительницей) Русского рассеяния.

В XIII столетии Русь лежала в руинах татарского погрома, а на выжженной и разграбленной Курской земле диким местом стал ее главный город Курск. Жители уцелевшего от разорения в этом краю города Рыльска ходили сюда охотиться на расплодившихся зверей. Однажды один охотник неподалеку от Курска на берегу реки Тускарь увидел лежащую на земле при корне дерева икону, обращенную ликом вниз. Зверолов поднял образ и увидел, что его изображение подобно иконе Знамения Новгородской… И в тот же миг из места, где икона лежала, вдруг забил источник. Было это 8 сентября 1295 года.

Охотник построил тут небольшую деревянную часовню и держал в ней новоявленный образ Богоматери. Икона продолжала прославляться чудотворениями, жители Рыльска зачастили сюда. Тогда рыльский князь Василий Шемяка приказал перенести икону в город, где ее торжественно встретил народ. Однако Шемяка не пошел на эту встречу и внезапно ослеп. Князь стал каяться — получил исцеление. Шемяка воздвиг в Рыльске церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, куда поставили Чудотворную Икону, и в день ее явления 8 сентября установили ежегодное празднование.

Однако икона стала чудесным образом из рыльского храма исчезать, и каждый раз ее опять обнаруживали на речке под Курском, где впервые явилась у древесного корня. Тогда сообразили, что Богоматерь благоволит к месту обретения иконы. Не стали больше из часовни образ трогать, к Курской началось многочисленное паломничество богомольцев. Молебствия совершал добровольно пришедший сюда и заживший в подвижничестве благочестивый священник, которого прозвали Боголюб.

В 1383 году на Курщину вновь пришли грабить и убивать татары Золотой Орды. Часовню со знаменитой иконой они решили на глазах батюшки Боголюба сжечь, обложили хворостом. Подносили огонь, но он не воспламенялся. Басурмане списали это на волшебство Боголюба, начали его терзать, а он лишь многозначительно указывал им на икону Божией Матери. Тогда татары бешеными ударами разрубили икону надвое, разбросали две ее половины по сторонам, сразу удалось запалить и часовню. Храм быстро сгорел, отца Боголюба погнали в плен.

В полону батюшка Боголюб христопродавцем не стал, возлагал упование на Пресвятую Богоматерь. Не зря надеялся: однажды пас хозяйских овец да молитвы и славословия пел в честь Богородицы. Его услыхали приехавшие к хану послы Великого князя Московского и выкупили.

Вернулся отче на свое прежнее курское место. Нашел расколотые басурманами части Чудотворной Иконы. Сложил их вместе… они тотчас срослись, только по бывшему расколу показалась влага “аки роса”, как гласит предание. Жители Рыльска, вновь вдохновленные чудотворениями иконы, опять перенесли ее к себе в город, но опять образ Курской-Коренной Богоматери возвратился на место своего явления. Тогда снова отстроили для удивительной иконы часовню, в которой она пребывала около двухсот лет.

Повелением московского царя Феодора Иоанновича город Курск был восстановлен в 1597 году. Благочестивый государь, наслышанный о чудесах иконы, устроил ей торжественную встречу в Москве. Царица Ирина Феодоровна украсила святую икону богатой ризой, образ вставили в серебряную позолоченную раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков со свитками по бокам. После этого икону вернули на Курскую землю, где по наказу царя на месте часовни, заложенной еще аввой Боголюбом, основали монастырь, названный Коренной пустынью в память явления иконы при корне дерева, и воздвигли церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда же над источником, что образовался при обретении иконы, под горою у самой реки Тускари поставили и храм в честь «Живоносного источника».

Следующим лихолетьем в этих местах было нашествие крымских татар: икону из Коренной пустыни для безопасности перенесли в Курск в соборный храм, а в монастыре оставили с нее точный список. Потом русские правители не скупились на знаки внимания по отношению к Курской-Коренной иконе, Борис Годунов много жертвовал ценностей на ее украшение, даже Дмитрий Самозванец демонстрировал почитание святого образа и поставил икону в царских хоромах, где она осталась до начала XVII века.

Несмотря на отсутствие Чудотворной Иконы в Курске, Богоматерь опекала город. В 1612 году польский военачальник Жолкевский осадил его, и часть горожан увидела, что Богоматерь вместе с двумя светлыми иноками осеняет Курск. Поляки наблюдали это как явление на городских стенах Жены с двумя светлыми мужами, которая грозила осаждавшим захватчикам. Защитники Курска дали обет построить монастырь в честь Пресвятой Богородицы и хранить в нем Чудотворный Образ — враги вскоре отступили.

В благодарность Небесной Заступнице куряне устроили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы и в 1615 году особо били челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы из Кремля вернулся к ним Чудотворный Образ. Так в 1618 году икона Курской-Коренной Богоматери вновь оказалась на своей «родине» и пребывала в соборе Знаменского монастыря.

Для благословения донских казацких войск Чудотворная Икона в 1676 году «выезжала» на Дон. В 1684 году от государей великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей прислали в Коренной монастырь список с этой иконы в серебряном позолоченном окладе, они повелели носить эту копию в походах православных воинов. В 1812 году Курское городское общество послало в действующую против французов армию М. И. Кутузова другой список с Курской-Коренной, вставив его в серебряную позолоченную раму.

Народная вера в чудодейственную силу этой иконы была такова, что появилось и отребье, решившее ее уничтожить. Ближе к отчаянным временам русских революций во время всенощного богослужения злодеи заложили к подножью иконы Богоматери «адскую машину» — разрывной снаряд с часовым механизмом… Во втором часу ночи в пустом храме он сработал: от взрыва дрогнули даже стены монастыря! Братия бросилась в собор и замерла при виде ужасных разрушений.

На куски разнесло чугунную позолоченную сень над иконой; ее тяжелое мраморное подножье из нескольких массивных ступеней отлетело и разбилось на части; большой мощный подсвечник перед иконой далеко отброшен. Близ ее окованная железом дверь искорежена и выперта наружу, от дверного косяка по стене — гигантская трещина; все соборные стекла вплоть до верхних в куполе выбиты… Но икона была цела! Курская-Коренная была совершенно невредимой, даже с целым стеклом на ее киоте… Хотели уничтожить святыню, а послужили только к еще большему прославлению образа.

Следующее нападение на образ Небесной Заступницы, понятно, произошло вскоре после октябрьского переворота. 12 апреля 1918 года в Курске под властью большевиков Чудотворную Икону украли средь бела дня из Знаменского собора. Розыски, продлившиеся до мая, были безуспешны. А недалеко от собора жила белошвейка со старой матерью, три дня они уже сидели голодными в Курске, который снова дичал, как когда-то после нашествия ордынцев. 3 мая девушка чуть свет пошла к базару, чтобы разжиться хоть куском хлеба. Проблуждала зря, и к десяти часам утра совсем обессиленная возвращалась, как что-то заставило ее приостановиться около колодца.

Предание гласило, что колодец этот выкопал в юности еще преподобный Феодосий Печерский, и потому воду здесь всегда освящали в день Преполовения. Белошвейка увидела на обрубке колодца что-то завернутое в мешок… Возможно, съестное? Открыла сверток — там две иконы. Женщина об этом закричала, к ней подходит священник из проходящей рядом похоронной процессии. Батюшка опознал в находках Чудотворную Икону Курской-Коренной Божией Матери и ее список, с которых ободрали воры богатые ризы.

В сентябре 1919 года освободили Курск части Добровольческой армии генерала А. И. Деникина. Среди бравших город белых был и воин, ставший впоследствии Архиепископом РПЦЗ Брюссельским и Западно-Европейским Серафимом, он в «Православной Жизни» № 9 за сентябрь 1954 г. рассказывал:

«Во главе команды разведчиков я одним из первых ворвался в город, пройдя известными мне закоулками в тыл большевиков…

Вскоре после взятия Курска по приказанию генерала Кутепова начато было официальное расследование большевицких зверств и злодеяний. Прежде всего подвергли осмотру бывшее здание Дворянского собрания, где помещалась страшная Чека. И в чекистской помойке, куда посторонним, конечно, решительно не было никакого доступа, были найдены… два чехла, расшитые золотом, те самые, которые были на Чудотворной Иконе и ее списке в день похищения».

В конце октября добровольцы отступили, увозя Чудотворную Икону от безбожников. 12 иноков монастыря Знамения Пресвятой Богородицы перенесли ее в Белгород, потом повезли вместе с отступающей Белой армией на юг, останавливаясь в Таганроге, Екатеринодаре, Новороссийске. Почетный председатель Высшего Церковного Управления на юге России митрополит Антоний (Храповицкий) благословил вывезти Курскую-Коренную за пределы России.

Первого марта 1920 года епископ Феофан Курский на пароходе “Святой Николай” привез икону в древнюю столицу Сербии город Ниш. Четыре месяца затем икона пробыла в сербском местечке Земун, а в сентябре 1920 года генерал барон П. Н. Врангель попросил доставить Чудотворный Образ в белый Крым его Русской армии, сражающейся с большевиками на последних пядях свободной земли Отечества. Там прибывшая Курская-Коренная Богоматерь светила воинам до 29 октября 1920 года, когда ровно через год после оставления иконой родного Курска образ окончательно покинул Россию с врангелевской эвакуацией.

Икона вновь прибыла в гостеприимное Королевство сербов, хорватов и словенцев, как тогда называлась Югославия, и с благословения сербского патриарха Димитрия пребывала вместе с епископом Феофаном Курским в сербском православном монастыре Язка на Фрушковой горе. С конца 1927 года образ находился в русской Свято-Троицкой церкви в Белграде, где хранились знамена Русской армии генерала барона П. Н. Врангеля, который после его кончины в 1928 году был похоронен в этом храме.

С благословения Архиерейского Синода РПЦЗ, епископ Феофан вывозил Икону-Одигитрию в различные места Русского рассеяния. Во время Второй мировой войны в Белграде под бомбежками она помогала всем молитвенно к ней прибегавшим. В 1944 году Чудотворную Икону снова повезли от наступающей Красной армии и остановились с нею в Вене, потом — в Карлсбаде вместе с эвакуированным сюда Архиерейским Синодом РПЦЗ. Весной 1945 года икону Курской-Коренной Богоматери перевезли в Мюнхен, откуда она посещала Швейцарию, Францию, Бельгию, Англию, Австрию и многие германские города и лагеря.

Переместившись в США, Чудотворная Икона сначала постоянно пребывала на Подворье Архиерейского Синода РПЦЗ, названном в честь своего «тезки» курского монастыря — «Новой Коренной пустынью». Находится пустынь в местечке Махопак в шестидесяти милях от Нью-Йорка. Имение было подарено князем и княгиней Белосельскими Русской Зарубежной Церкви в 1948 году.

Теперь же можно видеть Чудотворную Икону Божией Матери Курской-Коренной – Руководительницу, Покровительницу и Защитницу былой РПЦЗ в нью-йоркском Синодальном соборе РПЦз(Л).

Праздник, торжества, а приходится в наших гонениях упоминать и о печальном. Недавно побывавшая в РФ делегация РПЦз(Л) посетила Курск, о чем вот что в отношении архиеп. Лавра указали в газете «Курский Курьеръ»:

«Журналистам запретили задавать гостю вопросы о возвращении на родину чудотворной иконы. Якобы по личной просьбе митрополита Курского и Рыльского Ювеналия. Хотя вопрос о возвращении святыни сегодня беспокоит курян больше всего, и от этого визита ждали конкретных ответов. Однако местное духовенство решило, что лучше найти для обсуждения этой проблемы более подходящий момент, чем раздражать подобными вопросами гостя, от которого полностью зависит, каким будет результат в решении этой проблемы».

Такова новая беда, связанная с объединением РПЦз(Л) и МП. Алчные МПшники уже требуют «назад» святыню, которую с боями в русском героизме отбили у их советских прародителей белые воины. Кто знает, на что еще способны лавровцы? Они ведь уже решили привезти, пока якобы на показ, в Москву со Святой Земли мощи Святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны, убиенной теми же создателями МПшного ведомства Сергия (Страгородского) и последующих «патриархов».

Однако чего бы не натворили, не натворят еще новые и старые изменники Истине Христовой, тульский храм в честь Курской-Коренной иконы Богоматери уже не уйдет из дел Русского Православного Исповедничества.

Об отношении к чудотворным иконам, захваченным ертиками или раскольниками, например, Св. Старец Нектарий Оптинский учил следующее: «своим духовным детям старец запрещал входить в захваченные живоцерковниками храмы; если же в тех церквах находились чудотворные иконы, например, «Иверская», то заповедал: входя в храм, идти прямо к ней, ни мыслью, ни движением не участвуя в совершаемом там «богослужении», и свечи к иконе приносить из дому или из православной церкви».

закрыть окно